Как сделать из ребенка билингва: 9 секретов для родителей
Билингвист, преподаватель английского и мама двоих детей Мария Беливанцева рассказала, когда и как начинать изучение иностранного языка.
Знакомьте ребенка с новым языком с первых дней его жизни
Я сторонник раннего развития и считаю, что начинать знакомство с иностранным языком нужно с самого рождения. Я выросла в семье, где оба родителя не были носителями языка, однако знали его достаточно хорошо, чтобы сделать из меня и моих сестер и братьев искусственных билингвов.
Для этого необходимо разговаривать с ребенком на английском хотя бы полдня. Например, утром общаетесь только на русском, вечером — только на иностранном. Вот увидите, малыш заговорит одновременно на двух языках. И ни одному из них это не повредит.
Разговаривайте с ребенком несколько часов в день
Если ваша цель — дать ребенку базовые знания, разговаривайте с ним хотя бы час-два в день. Лучше общаться мало, чем не делать этого совсем. Если вы не владеете лексикой в достаточном объеме, пригласите няню-носителя или бебиситтера, знающего язык. Пусть они приходят на 2-3 часа (несколько раз в неделю) и в спокойной игровой обстановке взаимодействуют с малышом.
Такие регулярные встречи сформируют у крохи лингвистическую базу, которая в дальнейшем поможет продвигаться в изучении языка быстрее. Конечно, эти занятия потребуют от родителей много времени, сил и финансов — но в будущем все затраты обязательно окупятся.
Введите English time
English time — это время, в которое вы занимаетесь и разговариваете дома только на английском. Необходимо, чтобы в это время ребенок был накормленным и отдохнувшим. Также желательно наличие хорошего настроения. Объясните ребенку, что в мире бывают разные страны, языки. И сейчас вы будете играть в игры на английском.
В это время можно называть разные предметы в квартире, смотреть карточки с животными, выполнять упражнения, приговаривая: «stand up, sit down, run, turn around, come here» и другие. Дети любят активность. Не забывайте благодарить ребенка на английском. Используйте как можно больше «рутинных» фраз (hello, bye, good day, good morning и другие). Дети запоминают их быстро.
Используйте для занятий новые игрушки
Занятия необходимо начинать с позитивного подкрепления. Купите для них новую игрушку, книжку или перчаточную куклу. Главное — перед тем, как давать малышу эту вещь, договориться: мы будем играть с ней только на английском языке. Скажите: «У Ёжика свой язык, он говорит только на нем и только в те часы, когда мы занимаемся».
Объясните ребенку новые правила на знакомом примере: «Каждый день мы едим. Во время приема пищи мы пользуемся ложкой, вилкой, тарелкой. Мы не берем их в кровать, в другие комнаты. Мы используем их только во время еды. Так же будет с новой игрушкой. Ее мы берем только в English time».
Постепенно малыш примет ваши правила и будет следовать им.
Начинайте занятия с 5 минут в день
В 3-4 года ребенку очень сложно надолго сконцентрироваться. Поэтому начинайте занятия буквально с 5 минут, постепенно увеличивая продолжительность до 15-20 минут. Больше ребенку дошкольного возраста не высидеть.
Меняйте виды деятельности, больше двигайтесь. Так уроки станут более продуктивными.
Сделайте язык прикладным
Изучайте его на практике: с помощью еды, игрушек, предметов быта. Ребенок должен понимать, зачем ему язык. Часто родители просто говорят: «Назови мне цифру 10». С чего он должен ее просто называть? Он этого не понимает. Ему надо применить знания в реальной ситуации.
Переформулируйте: «Давай посчитаем твои игрушки, давай посчитаем йогурты, хватит ли их на всех?». Поиграйте с малышом в «столовую». Возьмите игрушечную еду и накормите всех животных, при этом называйте на английском каждый продукт.
Иногда можно устраивать «вкусные уроки». Сходите в магазин, купите вкусностей, попробуйте их вместе. Так можно выучить множество слов и потренировать конструкцию «Do you like». Сладкие уроки устраивайте раз в месяц, и это будет одним из позитивных подкреплений занятий.
С 3 лет отведите малыша на групповые занятия
Обычно после 3 лет регулярных домашних занятий ребенок теряет мотивацию. В возрасте 3-4 лет ему хочется общения уже не только с мамой, но и со сверстниками.
Это отличный повод отвести его на уроки английского для самых маленьких. В небольшой группе ребенку будет интересно. Он увидит, что языком пользуются не только мама, папа и репетитор, но и другие люди, в том числе маленькие.
Правда, если довериться только таким занятиям, то прогресс в английском будет достаточно маленьким. 1,5–2 часа в неделю — мало для того, чтобы увидеть хороший результат. Поэтому оставлять занятия дома не стоит.
Показывайте мультфильмы на английском
Мультфильмы отлично помогают ненадолго погрузиться в языковую среду. Не стоит начинать с диснеевских. В них сложная лексика и конструкции, ребенок ничего не поймет.
Для старта подойдут специальные видео, которые предназначены для детей, изучающих английский в качестве второго языка. В Интернете есть несколько сайтов, на которых вы найдете сотни обучающих роликов, развивающих игр, карточек для самых маленьких. Вот три из них:
После того как ребенок освоит лексику простых мультиков, можно переходить к видео с более сложным сюжетом. Например, к «Свинке Пеппе».
Развивайтесь сами
Родители — всегда пример для подражания. Если ребенок видит, что язык — неотъемлемая часть вашей жизни, он также будет стремиться к его изучению. Даже если ваш уровень едва дотягивает до базового, никогда не поздно исправить ситуацию и взяться за дело. Совершенствуйтесь вместе с ребенком!