Педагог и психолог Светлана Пятницкая делится эффективным способом, как научить ребёнка понятиям «сегодня, завтра, вчера», дням недели и временам года. 4–5 лет — благоприятный возраст для того, чтобы объяснить ребёнку значение слов «вчера», «сегодня» и «завтра». К этому времени ребёнок уже понимает, что такое части суток (утро, день, вечер, ночь). Так что стоит отталкиваться именно от этих понятий. К 5–6 годам сутки также могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. На этом этапе задача взрослого — научить ребёнка последовательно называть дни недели и познакомить с текущим месяцем. Вот несколько советов, которые помогут быстрее объяснить дошкольнику, что такое время. Учите дни недели в связке с личным опытом ребёнкаНапример: «По средам я хожу в бассейн с папой», «По субботам у нас традиционный обед в кругу семьи». Отдельные дни ребёнку запомнить проще, так как они чаще на слуху: с понедельника начинается новая рабочая неделя, воскресенье — выходной, вся семья отдыхает. Ничего страшного, если ребёнок выучит дни недели вразнобой. Попробуйте сделать так, чтобы каждый день недели ассоциировался у него с разными делами.Приобретите отрывной календарь Для знакомства с днями недели, месяцами и временами года подходит отрывной календарь. Это наглядное пособие, с помощью которого малыш почувствует ход времени.И для того, чтобы сорвать следующий лист, надо ждать целые сутки. Объясните чаду, что цифра на календаре показывает, какое сегодня число. Фиксируйте его внимание на текущей дате. Расскажите, что под каждой цифрой написаны день недели и месяц. По календарю можно узнать, сколько дней осталось до выходных или праздников. В конце каждой недели раскладывайте перед ребёнком оторванные листки в правильной последовательности и говорите: «Сколько листков календаря? Семь листков — неделя состоит из семи дней».В обучении используйте стихи Ребёнок быстрее разберётся со временами года, если каждое из них вы начнёте с подходящего стихотворения. Например, из цикла С. Я. Маршака «Круглый год». Правильную последовательность дней недели получится запомнить быстрее также с помощью стихотворения. Например, этого: Вот неделя. В ней семь дней. Поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделям Носит имя понедельник. Вторник — это день второй, Он стоит перед средой. Серединочка-среда — Третьим днём была всегда. А четверг — четвертый день — Шапку носит набекрень. Пятый — пятница-сестрица — Очень модная девица. А в субботу — день шестой — Отдыхаем всей гурьбой. И последний — воскресенье — Назначаем днём веселья. Играйте в подвижные игры Дети любят подвижные игры. Воспользуйтесь этим и поиграйте с ними во «Вчера, сегодня, завтра». Вы бросаете мяч с вопросом: «Какой день сегодня?». Ребёнок ловит, отвечает на него и задаёт следующий вопрос (вам или другому игроку): «Какой день был вчера?» или «Какой день будет завтра?». В игре «Мяч бросай — дни недели называй» ведущий называет любой день недели, а игрок продолжает перечислять их по порядку. Когда названия дней недели будут «отскакивать от зубов», поиграйте в «Путаницу»: «Между вторником и четвергом находится… понедельник».Объясните «модель года» с помощью круга Вырежьте из цветного картона большой круг, разделите его маркером на 4 части. Напротив каждой положите картинки, которые соответствуют одному времени года. Так ребёнок увидит, что времена года идут всегда в одной последовательности. Показывайте время на большом циферблате Учите определять время по часам с крупным циферблатом (на нём обязательно должны быть все цифры). Подчеркните, что длинная стрелка показывает часы, поэтому называется часовой. Короткая отсчитывает минуты, отсюда называется минутной. Эти стрелки двигаются с разной быстротой: за час минутная стрелка проходит круг, а часовая — расстояние от одной цифры до другой. Изо дня в день отмечайте, на какой цифре находится часовая стрелка, когда: ребёнок просыпается (8:00), садится обедать (13:00), ложится спать (21:00). Разрешайте ребёнку экспериментировать с часами: самостоятельно переставлять стрелки. Так он быстрее поймёт, что такое половина и четверть часа.