Полезные практики, которые помогут ребенку не только выстроить образовательную траекторию, но и лучше понимать себя и окружающих. Образовательный портал «Учи.ру» совместно с издательством «Альпина.Дети» запустил курс онлайн-лекций для родителей по педагогике, воспитанию и развитию детей. А сайт Letidor.ru выступил информационным партнером курса. 21 апреля состоялась лекция на тему «Правила эффективной коммуникации: как общаться с ребенком, чтобы помочь ему в обучении во время карантина и после». Спикерами выступили Екатерина Латыпова — руководитель направления по работе с учителями платформы «Учи.ру» и Виктория Шиманская — психолог, эксперт по эмоциональному интеллекту, автор книги для детей «Коммуникация», вышедшей в издательстве «Альпина.Дети». Мы послушали лекцию и сделали конспект ключевых тезисов экспертов. Коммуникация, как с самим собой, так и с окружающими — один из навыков, который гарантированно пригодится человеку в личной и профессиональной жизни.Умение решать интеллектуальные задачи, требующие навыка совместной работы, все больше востребовано на рынке труда в отличие от умения выполнять повторяющиеся, рутинные задачи, требующие ручного труда. В связи с этим вопрос, как общаться с ребенком, чтобы он научился правилам эффективной коммуникации, становится особенно актуальным.Сейчас, во время самоизоляции, у родителей есть время попрактиковать несколько техник, которые помогут не только наладить взаимопонимание в семье, но и выстроить образовательную траекторию школьника. 1. Учитесь переформулировать Если в бытовой ситуации ребенок не слышит нашу просьбу (например, «помой посуду»), мы обычно повторяем ее теми же словами, только на повышенных тонах. Хотя гораздо эффективнее было бы попробовать другие способы коммуникации: записать ребенку видеообращение в чате, сделать табличку, прочитать смешной стих собственного сочинения… В процессе обучения ребенок оказывается в аналогичной ситуации — образовательная система зачастую требует от него, чтобы он прочитал учебник и сразу же усвоил из него информацию, в то время как такой способ может быть для него малоэффективным. Для одних гораздо продуктивнее посмотреть по заданной теме видеоролик, провести эксперимент, разыграть пантомиму, для других — нарисовать комикс, зафиксировать новые знания в виде схемы, изучить историю определенного периода, придумав для персонажей аккаунт в «Инстаграме» и другое.2. Действуйте через интерес Напомните ребенку (и себе!), что смысл учебы не столько в том, чтобы найти работу в будущем и иметь деньги на хлеб, но в том, чтобы найти свое призвание и жить интересно. Учеба существует для раскрытия талантов детей, поэтому воспользуйтесь моментом, приглядитесь к своему ребенку и вместе с ним определите, что у него получается лучше всего, к чему он проявляет больший интерес. Мы часто мыслим глобально: нам недостаточно интереса ребенка к какому-то делу, надо его обязательно монетизировать в профессию. Однако говорить с детьми о будущем сложно — так как они представляют его достаточно абстрактно.Для этого существует практика маленьких шагов. Вы рисуете на бумаге лестницу, например, из 5 ступеней. На верхней пишете конечную цель — «хочу стать врачом». А потом возвращаетесь к ступеньке №1 и думаете вместе с ребенком, что он может сделать прямо сейчас, чтобы подступиться к своему желанию. Например, углубиться в биологию. Дальше ищите, как это сделать: смотреть фильмы BBC, записаться на научные лекции, читать книги, взять репетитора, который будет «гореть своим делом», а не натаскивать школьника на хорошие оценки. Такой способ поможет разложить задачу на несколько составляющих, так что она перестанет казаться ребенку невыполнимой.3. Действуйте через «хочу», а не через «должен» Это своеобразная философия жизни, которая помогает взглянуть на обычные вещи под другим углом. И она доступна ребенку. Так, например, мы говорим «ты должен помыть тарелку после еды» вместо того, чтобы задать вопрос «хочешь ли ты есть в следующий раз из чистой посуды». И если ребенок отвечает на этот вопрос «Хочу!», то новая мотивация рождается естественным образом. Так же и с учебой. Подумайте, что ребенок действительно хочет делать, и пока сосредоточьтесь на этом предмете.4. Определите оптимальный темп для учебы Надо понимать, что каждый человек развивается согласно своему индивидуальному темпу. Когда мы или учитель требуем от ребенка больше того, что он может выдать, у него падает самооценка, пропадает мотивация к учебе. Чтобы этого не происходило, важно не перегружать школьника и давать ему работать в своем темпе.Есть еще один момент, который надо учитывать: состояние неуверенности может усиливаться по мере того, как человек узнает все больше информации. Часто мы приходим к тому, что много веков назад Сократ коротко описал одним предложением: «Я знаю, что ничего не знаю». Чтобы ребенок не впадал в расстройство от этой мыли, объясните ему, что пребывание в этом состоянии — абсолютно нормальное явление. Это и есть сигнал того, что человек развивается.Например, «вижу ты старался решить этот пример, и у тебя получилось», «ты внимательно подметил, что расписание уроков изменилось, и вовремя успел подготовиться к ним. У тебя хорошо развита наблюдательность» и так далее. 5. Уходите от иллюзии, что в жизни есть шаблон успешности Порой мы поддаемся иллюзии, что в мире есть профессии, которые дают стабильность. И мысли о том, что ребенок выберет «неправильную специальность», заставляют нас тревожиться и давить на ребенка. Это провальная тактика, которая ведет к испорченным отношениям в семье. Особенно, когда мы начинаем заранее переживать из-за того, что еще не произошло… Лучший способ справиться с эмоциями — прямо сейчас представить худший вариант развития событий. Например, что ваши дети станут счастливыми курьерами. А затем подумать, как этот факт повлияет на ваши отношения с детьми.Этот пример иллюстрирует принцип 10/10/10, который помогает преодолеть обуревающий вас в настоящий момент шквал эмоций («о боже, ребенок будет работать курьером!») и здраво посмотреть на ситуацию. Смысл в том, чтобы последовательно ответить на три вопроса: • Как я буду чувствовать себя через 10 минут после принятия этой ситуации? («Я буду сильно нервничать, если узнаю, что ребенок пойдет работать курьером. Но это его выбор») • А через 10 месяцев? («Я смирюсь с его решением работать курьером. Это не так уж и плохо. Возможно, через какое-то время он решит попробовать что-то другое или продвинется по служебной лестнице») • А через 10 лет? («Думаю, что мне будет все равно. Как бы он ни поступил, это его жизнь, и я буду рада, если он найдет себя, путь это будет работа курьером, а не врачом, как мечтала я») Освоив эту практику, поделитесь ею со своим школьником. Она поможет им легче переживать учебные и жизненные неурядицы вроде ссор с одноклассниками или плохой оценки.Фото: Freepik.com, Depositphotos Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «В Контакте» и «Одноклассниках»!