Как не сломать жизнь ребенку, или 6 навыков, которые важнее хороших оценок
© VOSTOCK
Напомним, что ранее мы писали о том, что в России предложили отменить экзамены у школьников. Действительно ли система оценивания учеников в школе может нанести психологическую травму ребенку?
Анна-Ирина Яблочкина, психолог, юрист, карьерный консультант, высказала нам свое мнение, а также предложила альтернативу современным экзаменам.
В древние времена охота была лучшей проверкой на зрелость. Смог ребенок принести добычу — значит, выживет. Никто не спрашивал теорию копья или механику волчьих следов. Есть добыча в руках? Молодец!
Мир развивается с космической скоростью. Приходится как минимум успевать соответствовать, а лучше — идти на шаг вперед. Или вылетишь из потока ресурсов. Знания обновляются постоянно. И в таком ритме обучать и обучаться проще на большом разгоне.
Что сейчас есть экзамен? Итог? Результат? Промежуточные аттестации по жизни? Какие существуют альтернативы привычным формам проверки знаний ученика? Является ли действующая экзаменационная система единственно точным инструментом подтверждения компетентности и знаний?
«Экзамены приучают школьников к системе оценивания и убивают всякое желание учиться, поэтому от них следует избавиться»,
– заявил президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф.
Его слова приводит ТАСС:
«Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы, — я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа. (...) Одна из моих личных целей — убить экзамены», — сказал Греф на своем выступлении рамках Восточного экономического форума.
Он добавил, что дети из школы уже выходят «с инвалидностью». Глава Сбербанка пояснил, что люди в учебном заведении привыкают к системе оценивания и в дальнейшей жизни при ее отсутствии расслабляются и не готовы что-либо делать.
Что на самом деле представляет собой сдача экзамена
Стандарт классического экзамена-теста и экзамена-билета на сегодняшний день — это:
• заучивание материала,
• обязательная способность держать в голове множество данных, информации,
• готовность дать ответ, соответствующий ожидаемому стандарту оценки (проверочному ключу),
• высокий уровень стресса,
• высокий уровень ожиданий,
• фактор субъективности экзаменаторов,
• эффект случайного результата (ответ не по подготовке, а наугад),
• окончательный способ подтверждения результатов учебы с помощью внешней оценки третьих лиц,
• отсутствие необходимости подтвердить набор знаний практическими навыками.
Стандарты обучения, методики, программы образования меняются так часто, что сами педагоги не всегда успевают включиться в процесс.
Переподготовка накладывается на выполнение текущих обязанностей, в результате — стресс и накопленная усталость. А ученики обязаны соответствовать стандартам. Кто в шаблон не вписался, рискует остаться за бортом положительных оценок.
Итого получаем: стрессовое подтверждение знаний, морально устаревших к моменту сдачи экзамена.
Среди самых популярных запросов об экзаменах в поисковиках оказываются следующие:
• как сдать экзамен без подготовки;
• психологические приемы общения с преподавателем на экзамене;
• 10 секретов, как сдать сложный экзамен;
• как идти на экзамен;
• как выкрутиться на экзамене;
• настрой на экзамен;
• когда лучше заходить на экзамен и тому подобное.
Это все ищется с целью проскочить экзамен. Чтобы побыстрее вот это все закончилось, а потом заживем нормальной жизнью.
Задача — пережить момент, отработать шаблон. И все. А как же знания и навыки?
Приходится осознавать, что экзаменационная система, как она есть сейчас, убивает интерес к познанию мира, самообразованию, развитию личности и самостоятельной деятельности.
Изо дня в день, из года в год у ребенка формируется привычка шаблонного ответа, шаблонного реагирования. Главный результат образования — оценка педагога.
Вспомним пословицу: посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
Что на самом деле нужно для зрелости в современном мире
Какие навыки требуются школьнику для «успешной охоты» в 21 веке?