Как научиться все успевать: реальный опыт многодетной мамы
Когда я рассказываю о том, что впервые решила заняться собственным бизнесом и основала издательство вскоре после того, как стала многодетной матерью, это часто вызывает удивление.
Казалось бы, трое детей — все дошкольного возраста — оставляют не так много времени даже для того, чтобы голову помыть с комфортом, не говоря уже о создании инновационного стартапа.
Когда у меня родился первый ребенок, я тоже так думала. Но после рождения близнецов мне стало ясно, что идеального времени для чего бы то ни было, будь то рождение ребенка или собственный бизнес-проект, не будет никогда. Поэтому стоит начать прямо сейчас, пока у меня в голове есть идеи и задор для их воплощения.
Осуществить свои планы было непросто, но моим главным инструментом стал тайм-менеджмент.
Поскольку победить недостаток времени в сутках невозможно, нужно было научиться управлять имеющимся ресурсом.
Надеюсь, мой опыт поможет другим мамам найти время для тех дел и занятий, которые им по душе.
На сегодняшний день у меня две основные работы — во-первых, я мама трех прекрасных детей, а во-вторых, глава, сердце и руки собственного издательства Voicebook. Совмещать эти два вида деятельности я могу при помощи тщательной системы планирования, которую я регулярно актуализирую и адаптирую с текущей реальностью.
Моя методика управления временем делится на несколько ступеней по степени масштабности. В первую очередь я ставлю цели на год, а затем уже начинаю дробить свои глобальные планы до бытового, ежедневного уровня.
Вот как это происходит.
Широкими мазками: ставим цели на год
Как известно, еще героине сказки Льюиса Кэрролла говорили: «Если ты не знаешь, куда идешь, какая тебе разница, куда ты придешь». Чтобы избежать такого поворота событий, нужно определиться с направлением.
Как правило, принято считать, что цели на год нужно ставить в декабре, но я уверена, что это можно делать в любом месяце.
И лучше начать планировать сейчас, чем откладывать на несколько месяцев и растрачивать драгоценный временной ресурс.
Пусть ваш отчетный год начинается, как и школьный, в сентябре или октябре.
Чтобы не упустить и не забыть ничего важного, я пользуюсь шпаргалкой, перечисляя, чего хочу добиться в:
-
Любовь / Отношения,
-
Дети,
-
Карьера,
-
Самореализация/ Знания,
-
Путешествия / Друзья,
-
Семья/ Дом,
-
Деньги / Богатство,
-
Я / Красота / Здоровье / Творчество.
Можно фиксировать свои цели на бумаге или создавать под них отдельный документ на компьютере.
Я предпочитаю записывать от руки и формулировать их так, как если бы я уже добилась нужного результата.
Например, в «Детях» у меня — «Дочки поступили в хороший детский сад» и «Хоккей — общее семейное хобби», а в «Красоте»: «Снова вешу свои добеременные 59 кг».
После того, как список составлен, из него нужно убрать рутинные, повторяющиеся действия и те цели, без которых вы в этом году сможете обойтись. При этом важно слушать себя и анализировать первичный список.
Чтобы проверить себя, я откладываю получившийся результат на несколько дней, а затем снова возвращаюсь к нему, чтобы понять, все ли меня устраивает.
После того, как эта задача выполнена, можно переходить к планированию помесячно.
Конкретизируем: ставим цели на месяц
Основное отличие ежемесячного планирования от ежегодного заключается в наличии у первого конкретного списка дел.
Составив список целей на год, я рисую круг, который делю на 12 секторов, по числу месяцев в году. И распределяю свои задачи по месяцам с установлением дедлайнов, которые я тут же вписываю в таблице, а позднее, по необходимости, вношу коррективы.
Например, чтобы выполнить свои планы по направлению «Путешествия», я намечаю поездки с детьми в мае, середине июня и ноябре, романтические выходные с мужем попадают на апрель и на месяцы, когда у меня не будет командировок.
Так я раскидываю конкретные планы по реализации годовых целей по всему году, чтобы убедиться, что я ничего не пропустила и не забыла и все дедлайны вписаны в календарь.
Главный вопрос: как найти время на то, на что нет времени
Один из самых важных моментов моего планирования — внимание к тем делам и занятиям, на которые обычно не хватает времени.
Для этого я пишу список дел, разбиваю его по темам и продумываю, сколько времени мне понадобится на реализацию. После этого я рисую круг и делю его на сектора по количеству времени, которое трачу на конкретное дело.
Чтобы выгадать время на то, на что его обычно не хватает, я забираю у каждого дела по три процента времени, а у самых крупных дел забираю по семь процентов.
После этого я перерисовываю круг.
Так мне удается выкроить 20 минут на фитнес дома, час в неделю на посещение спортзала, ежедневные 20 минут на чтение книг, дополнительное время на расслабленные прогулки с детьми.
Что в результате происходит с теми делами, на которые стало меньше времени? Они станут более эффективными: обед и ужин займут меньше времени в приготовлении, но могут оказаться более здоровыми и полезными, прогулки станут чуть короче, но чаще, дополнительных занятий тоже может стать меньше, но они будут самыми нужными.
Для того чтобы все запланированное перешло с записей на бумаге или экране в реальную жизнь, нужно прописать подробный план на месяц. Я делаю это в формате таблицы, в которой фиксирую все дела и цели на месяц отдельной строкой, а затем разбиваю их на конкретные задачи, которые распределяю по дням месяца насколько это возможно равномерно.
Секрет успеха: ставим на контроль
В ежедневной работе с собственной системой планирования мне очень помогает игра цветом.
У каждой категории дел в моем календаре свой цвет, это помогает отслеживать, чтобы всем сферам уделялось внимание и ни одна категория дел не западала. Также свой цвет есть и у каждого дня недели. По мере выполнения дел я «обесцвечиваю» ячейку, стремясь к тому, чтобы весь месяц стал бесцветным.
Те дела, которые не удалось выполнить, я переношу на строчку ниже.
Если дело висит в незаконченных достаточно долго, это дополнительный сигнал для меня.
Конечно, огромную роль играет и мотивация. В моем случае это удовлетворение от выполненных дел и хорошо спланированный отдых.
Я также регулярно пересматриваю свой календарь, чтобы более эффективно планировать новый день или неделю. И вознаграждаю себя дополнительными приятностями — маленькими подарками или личным временем.
Советы на каждый день
- Концентрируйтесь на том, что делаете в данное время. Выключайте на время выполнения важных задач телефоны и оповещения о сообщениях в социальных сетях, новых письмах и прочих входящих.
Исключение — действительно важные и срочные звонки.
-
Контролируйте пожирателей времени: вечерний телевизор, смартфон, интернет, телефонная болтовня или чаты в мессенджерах. Отведите на них фиксированное время вечером и учитесь выключать их по звонку будильника.
-
Чем больше дел, тем больше внимания нужно уделять тому, чтобы каждому члену семьи хватало личного общения.
Планируйте не только семейные активности, но и время наедине с каждым ребенком, обязательно с мужем.
-
Помните о необходимости наполнять свой собственный ресурс — выделяйте время для теплой ванны, хорошей книги или встречи с подругой, чтобы подзарядить внутренние батарейки.
-
Начинайте день с запуска одновременно нескольких дел и старайтесь закончить как минимум три дела по итогам дня.
-
Не стойте у плиты долго, сделайте выбор в пользу «вкусно, но быстро».
Впустите в свою жизнь «съедобно», чтобы разгружать дни и избавиться от ощущения, что готовка и мытье посуды занимают все время.
-
Просите о помощи домочадцев, готовьте вместе с детьми (и ужин, и качественное общение, и чему-то научились).
-
Заказывайте продукты и делайте покупки в онлайн-магазинах.
-
Помните, что в план нужно заносить не только крупные и важные дела, но и мелкие — подстричься, записать детей на массаж или танцы. Все они отнимают ваше время, имеют право на свое место в вашем плане. К тому же фиксация таких дел поможет вам сохранять баланс между рутинными бытовыми делами и глобальными задачами.
-
Напишите список отложенных дел, чтобы он висел на видном месте. Если у вас выдастся свободная минутка, вы точно будете знать, чем заняться.
СМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ТЕМЕ:
Фото: личный архив автора, Shutterstock.com