Искусство слушать
Искусство слушать
В первые годы жизни дети усиленно учатся говорить: проходят путь от лепета к развернутой фразовой речи. А по мере роста важным становится умение слушать: именно этот канал активнее всего задействован у школьников, ведь им приходится по несколько часов в день слушать и усваивать информацию от учителей.
Многие вещи мы слышим пассивно – шум работающего холодильника, автомобильные клаксоны или пение птиц за окном. Бывает, что и сидящего напротив собеседника слушаем, одновременно прокручивая в голове другие мысли: думаем, что сказать в ответ, договариваем фразы за человека или просто рассматриваем краем глаза новые сережки на подруге. А чтобы вникать в тему разговора, нужно быть активным, внимательным, вовлеченным. Значит, есть разница между «слышать» и «слушать».
Родители как ролевые модели
Родители – главные поверенные детских проблем, радостей и заветных желаний. Дети берут пример с мам и пап, подражая их поведению. Поэтому, чтобы ребенок учился слушать нас, нам самим следует учиться слушать ребенка, который подходит с разговором:
• уменьшать громкость телевизора, ставить на паузу фильм, отрываться от работы;
• поворачиваться к ребенку лицом и приседать, чтобы оказаться на одном уровне и смотреть друг другу в глаза;
• разговаривать спокойным голосом. Доброжелательный тон располагает к доверительному общению, в то время как повышенный голос с нотками раздражения пугает детей. Если вы взвинчены или находитесь на пике ссоры, скажите ребенку, что выслушаете его через 10 минут, так как вам необходимо время, чтобы успокоиться;
• не спешить с реакцией, не перебивать, выдерживать паузу: это дает детям возможность обдумывать родительские слова и добавлять что-то свое, что сразу не пришло в голову;
• во время важного разговора желательно оставаться один на один, не отвлекаться на телефонные звонки и не поглядывать на монитор компьютера;
• представить, что рядом не просто ваш ребенок, но и лучший друг, которого вы не хотите обидеть рассеянным вниманием, перебиванием его речи или отмашкой от проблем. Будьте как можно более участливыми;
• прежде чем судить или высказывать свою точку зрения, выслушайте все аргументы и объяснения ребенка.