Как научить ребенка читать, не убив любовь к чтению?
Как научить ребенка читать, не убив любовь к чтению?
Довольно часто родители устанавливают для детей довольно жесткие требования: к трем годам малыш обязан знать буквы, к пяти – читать по слогам, а к семи – как минимум осилить половину «поттерианы». В результате ребенок умеет читать, но ненавидит чтение. Как этого избежать? «Летидору» рассказывает психолог Мария Баулина.
Цепочка случайностей
В психологии и педагогике принято разделять деятельность детей на произвольную и непроизвольную. Не будем вдаваться в скучные подробности и сразу перейдем к важному правилу: до 7 лет большая часть занятий ребенка должна иметь непроизвольный характер. Это значит, что для него не нужно устанавливать какие-либо правила, временные рамки, четкую последовательность действий и т. д.
Некоторые родители уверены, что, накупив ярких и необычных развивающих игр, они тем самым обучают ребенка чтению игровым способом (то есть в той самой непроизвольной форме). К сожалению, это не так! Раскладывание карточек с буквами по определенным ячейкам или наклеивание слогов в нужные клеточки не является игрой в понимании малыша.
Конечно, замечательно, если он согласится уделить этому занятию несколько минут. Но, как правило, потом ребенок стремится перейти к настоящей игре: бросает карточки так, чтобы они упали на ковер картинкой вверх, или складывает буквы магнитной азбуки в мисочку, превращая их в угощение для кукол. В подобных ситуациях не следует пытаться вернуть малыша к «правильному» занятию.
-
Ребенок не должен понимать, что вы с ним занимаетесь чтением. Представьте, что вы – разведчик под прикрытием, и с энтузиазмом поддержите игру, придуманную ребенком. Например, озвучивайте происходящее таким образом, чтобы он мог непроизвольно запоминать буквы или слоги: «Смотри, карточка с буквой «Н» всегда падает картинкой вверх, а «О» – нет! Возьми «О» и попробуй бросить еще раз».
-
При непроизвольном обучении чтению ребенок запоминает буквы и слоги в случайном порядке. Пусть вас не смущает подобная бессистемность. Старайтесь время от времени переключать внимание ребенка на те буквы и слоги, которые он игнорирует в своих играх, чтобы заполнить имеющиеся пробелы в знаниях.
-
Если ребенок категорически отказывается изучать буквы или читать, сделайте перерыв. Можно спокойно отложить обучение чтению до 6 лет. Многолетняя практика педагогов показывает, что дети, которые научились читать в 4 года и в 6,5 лет, к 7,5 годам читают абсолютно одинаково при условии регулярных занятий.
Пусть на видном месте висят плакаты с алфавитом и простыми словами, чтобы ребенок невольно запоминал изображенную на них информацию.