Как мы сами тормозим развитие ребенка: эксперт о детях, растущих с гаджетами в руках
Мнение эксперта на волнующую всех тему/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
О том, как развивающий контент (из телевизоров и смартфонов) не выполняет свою функцию и почему не надо торопиться учить ребенка читать, писать и считать, «Летидору» рассказала Елена Игнатьева — основатель и СЕО проекта Smart School Pro (@smartschoolproplatform).
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
Елена Игнатьева, основатель и СЕО проекта Smart School Pro
К чему привыкли дети, которые играют с айфоном с рождения
Дети теряют способность к творческому мышлению. Это косвенно подтверждает научное исследование преподавательницы колледжа Уильяма и Мэри в Вирджинии – Кюнг Хи Ким. Кюнг Хи Ким сравнила результаты «Теста креативности» (или Элиса Торренса) у детей, которые родились в 60-х, 70-х, 80-х, 90-х годах. Суть тестирования заключается в том, что его участнику предлагают несколько фигур, а он должен дорисовать к ним то, что, по его мнению, придаст картине смысл. По тому, насколько созданное ребенком изображение сложно и оригинально, судят об уровне его креативности.
После сравнения результатов разных поколений ученый увидела, что с начала 60-х годов прошлого века происходил неуклонный рост показателя креативности.
В 1984 году наступила стабилизация. А с 1990 года началось снижение показателей.
В чем же причина? Конечно же, дело, очевидно, не в интернете как таковом, а в том, что именно дети потребляли из информационного пространства.
На конец 60-х приходится бум развивающих игрушек, образовательных телепередач, огромное разнообразие детской литературы и т.д. И это оказало позитивное влияние.
Но к середине 80-х телевидение трансформируется — из развивающего все больше превращается в зрелище, так как конкуренция между каналами вынуждает производителей контента завлекать любыми способами.
Дальше — больше.
С того времени начинается постепенный спад креативности детей. И если раньше, еще в конце прошлого века, дети проводили у экранов по 1-2 часа в день, то сегодня это многие часы.
И это вместо того, чтобы получать реальный жизненный опыт.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Как взять гаджеты под контроль
Гаджеты могут навредить и физическому, и психическому здоровью ребенка. Но при условии дозированного и правильного их использования они способны принести и ощутимую пользу.
Как это сделать?
- С самого начала устанавливать четкие правила пользования и, что важно, ограничивать время
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующие рекомендации по времени пользования гаджетами:
- дети от 0 до 3 лет не должны пользоваться экранами,
- дети дошкольного возраста (3–7 лет) могут смотреть телевизор или другой цифровой носитель до 30 минут в день,
- в возрасте с 7 до 10 лет – не больше 50 минут в день,
- старшие школьники (11–18 лет) – последовательно от одного часа до трех часов в день.
Впрочем, под давлением нарастающей цифровизации нам, вероятно, следует ждать каких-то послаблений.
-
много общаться с ребенком, даже когда тот с гаджетом. Интересоваться, что ребенок смотрит, во что играет, почему ему нравится та или иная игра, что именно ему в этой игре нравится и т. д.
-
подбирать и рекомендовать образовательный контент,
-
предлагать альтернативные способы провести время.
Для школьников и подростков смартфоны играют более значимую роль, чем для ребят помладше. С помощью гаджетов они общаются со сверстниками и остаются с ними на одной волне. Об этом нельзя забывать.
Но никто не мешает родителям разнообразить и виртуальную жизнь подростка (например, найти классные курсы для развития интеллекта и помощи в учебе) и предложить альтернативные варианты досуга.
Подростков все еще можно увлечь музыкой, танцами, занятиями скейтом, BMX и многим другим.
Самое пугающее во всей этой истории с тотальной цифровизацией обучения — это бесконтрольное использование гаджетов дошкольниками.
Конечно, все начинается со взрослых, которые занимают с помощью планшета малышей, чтобы те сидели спокойно и не мешались. Но всякий раз, когда мы ограничиваем ребенка в движении, мы лишаем его развития, столь необходимого для полноценного формирования мозга.
А еще взрослые часто используют с дошкольниками гаджеты для раннего развития. Вроде бы полезное дело. Но здесь тоже таится большая опасность.
/imgs/2024/05/13/09/6464692/536bd5c5a98e2e755b678534c649434bb768a699.jpg)
© Depositphotos
Чем опасно увлечение ранним развитием
Важно уберечь взрослых от модной истории под названием «раннее развитие».
Многие семьи рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от сверстников.
Принципы «читать раньше, чем говорить», «математика с пеленок» формируют у нас представление о безграничных возможностях человека, если мы начинаем развивать их как можно раньше.
Что для большинства из нас развитие? Обучение чтению, счету, иностранному языку.
А как же занятия, отвечающие за формирование вестибулярной, проприоцептивной (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве) и тактильной систем? Именно эти три системы — основа для сенсомоторной интеграции, развития двигательной активности человека, его мышления и речи.
Для того чтобы ребенок овладевал различными навыками, он должен адекватно воспринимать и обрабатывать информацию об окружающем мире.
Когда ребенок исследует руками предметы, он как бы фиксирует в своем мозге знание об объеме этих предметов. То же самое происходит и во всех других ситуациях – когда малыш куда-то карабкается, перешагивает через предметы мебели, спотыкается и падает и т. д. Все это богатейший кинестетический и тактильный опыт, который знакомит с ощущениями пространства, объема, соотношений.
Наличие этих ощущений — важнейшее условие для формирования абстрактного мышления.
Если ребенок по несколько часов в день не получает реальный жизненный опыт, а постоянно потребляет цифровую информацию — это катастрофа.
В развитии человека все должно быть вовремя. Когда мы предлагаем дошкольнику опережающие задания, есть вероятность, что он пропустит нужное ему развитие.
Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если родители этого очень захотят. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми.
Но что на самом деле необходимо делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, попрыгал, повернулся и т. д.
Гиперразвитые дети в 7-9 лет попадают к нейропсихологу, который пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается.
Фото: Depositphotos