Сегодня очень популярно обучать детей английскому языку, прямо начиная с дошкольного возраста. Но принесут ли подобные занятия пользу? Попробуем разобраться… Сегодня очень популярно обучать детей английскому языку, начиная прямо начиная с дошкольного возраста. Но принесут ли подобные занятия пользу? Попробуем разобраться… Действительно знание иностранных языков сейчас очень котируется и на рынке труда, и в личной жизни. Хорошо, когда соискатель владеет даже не одним, а двумя-тремя языками. Многие учат редкие языки в качестве хобби или из-за увлечения культурой той или иной страны, а потом это знание служит хорошую службу в карьерном продвижении. Все это знают и понимают, и поэтому стремятся отдать свое чадо на занятия языком как можно раньше. Обычно первым выбирают английский язык: во-первых, он более востребован в жизни, во-вторых, курсов английского гораздо больше, чем предложений по другим языкам для дошкольников, в-третьих, родители обычно выбирают тот язык, по которому могут сами помочь своему дитятку. Французский – первыйНо еще сама Г.А. Китайгородская, автор экспресс-методики изучения иностранных языков, говорила, что начинать русскому ребенку изучать языки лучше с европейских, а среди европейских первенство стоит отдать французскому или испанскому. Дело в том, что грамматика французского и испанского языков гораздо сложнее, чем в английском, и те люди, которые сначала учат английский, не могут потом привыкнуть к сложным временным формам французского. Китайгородская советует начинать обучение с французского, потом плавно переходить либо в сторону романских языков: испанского и итальянского, либо в сторону немецкой группы: английский, немецкий. А потом уже учить языки, совершенно не похожие на наш, например, китайский или японский. Хотя специалисты по грамматике считают, что китайский очень похож на английский своими грамматическими конструкциями, и поэтому его легко изучить после английского. К слову, предложений по обучению дошкольников французскому или испанскому языку очень мало, но стоит обратить на них внимание, если вы планируете воспитать полиглота. Если же вам достаточно английского, как первого языка, а может, и последнего, то тут тоже есть «подводные камни». Английский с носителем языкаБезусловно, дошкольник учит язык совсем не так, как взрослый или даже 12-летний ребенок. Ему невозможно объяснить теорию, например, рассказать , что в третьем лице единственного числа настоящего времени англичане по странной причуде добавляют окончание S к глаголам. Зато очень легко они схватывают то же правило в игре из непосредственной речи преподавателя. Вообще, мой опыт преподавательской работы с дошкольниками говорит о том, что дети легче запоминают песенки и стишки, чем разговорные клише. И все это при условии постоянного повторения. Стоит две недели не вспоминать прекрасно заученную песню, как они тут же ее забывают. Детская память устроена таким образом в дошкольном возрасте, что они лучше воспринимают звучание, мелодию речи, ее фонетику и при этом долго могут не воспроизводить сами ни слова на иностранном языке. Педагоги начального возраста даже говорят об особой стадии в изучении языка, когда малыш сам придумывает слова, как ему кажется, на английском, воспроизводя часть знакомого ему слова и добавляя к нему некие звуки, совпадающие со звучанием потока английской речи. В связи с вышесказанным понятно, что наиболее подходящая для дошкольников форма изучения английского – занятия с носителями языка, конечно, в доступной игровой форме. В Москве уже есть несколько частных детских садов, где работают воспитателями носители английского. Лично наблюдала взаимодействие такого воспитателя с детьми, а главное, отмечала высокий уровень владения ребятами фонетикой и языковыми клише на английском. Конечно, это еще не полное освоение речи, но уже достаточно близкое к нему состояние, по крайней мере, попроситься в туалет, отказаться от каши и потребовать одеть на себя другие сапоги они могут. Другой вопрос, что дальше? Если, конечно, родители отправят этих детей обучаться в английскую, американскую или австралийскую школу, то им будет легче адаптироваться к чужому языку и они вполне смогут обучаться почти на равных со сверстниками из других стран, но не англичанами! Подобные детские сады – удовольствие дорогое, и, наверное, родители планируют и дальше вкладывать в образования ребенка большие деньги. А если же он пойдет в языковую школу в Москве, там, где с первого класса начинают с алфавита и названий цветов, то ребенок забудет свой разговорный детсадовский английский за год, а то и раньше. Поэтому смысл отдавать на занятия с носителем есть только в том случае, если вы планируете продолжить обучение заграницей. Английский дошкольникам Как уже говорилось выше, языковые школы начинают обучение английскому с азов, несмотря даже на некие собеседования по языку, которые они проводят для поступления в первый класс. Кстати, сейчас они остались только совсем в элитарных школах, куда без подготовительного отделения при ней же просто не попадешь. Но, надо заметить, что в первом классе детей учат не только запоминать слова, но и писать их, транскрипцией (звуками) или буквами, поэтому тут ситуация двоякая. С одной стороны, ребенку, который с трех лет знает названия цветов на английском, подобная информация в начальной школе может оттолкнуть от изучения языка (ему будет элементарно скучно), с другой – это знание поможет ему в освоении письма на английском, потому что со знанием звучания слов у него уже никаких проблем не будет. Поэтому, если вы планируете отдать ребенка в языковую школу, посоветую вам все-таки заниматься языком до школы, но внимательно выбирая педагога. Дело в том, что даже у признанных корифеев в образовании English First программа состоит из постоянного повторения. Т.е. их учебные материалы содержат одну и ту же языковую ступень, просто она чуть-чуть усложняется с каждым годом, но в основном учебники повторяют ту же лексику, те же грамматические конструкции на протяжении всех трех лет дошкольного обучения. Это, конечно, методически правильно, но удивляет родителей, которые ждут быстрых успехов от детей. Они уже в первый год хотят, чтобы у ребенка каждое новое английское слово отлетало от зубов, а на второй год их малышам дают эту же лексику – непонятно! Но дело в том, и я уже об этом писала, что память ребенка, с одной стороны, очень хорошая, но с другой стороны, недолговременная. И чтобы что-то осталось в сознании малыша, ему надо повторять, повторять и повторять. Совсем другое дело, как это делать. Идеальный вариант занятий для дошкольников – конечно, игра. Это могут быть и рисование, и конструирование, и устные игры, и песенки, считалки и стишки – все, что создает приятный климат для ребенка и не отпугивает его от занятий. Создайте среду!Вообще, детям для усвоения иностранного языка нужна постоянная стимуляция. Дошкольники, особенно совсем маленькие, не понимают, как так кто-то где-то говорит на другом языке. Поэтому опыт зарубежных поездок, особенно, когда ребенок наблюдает, как родители общаются на другом языке, – это отличный стимул к изучению английского. Но так как современная ситуация такова, что приходится порой отказываться от заграничных турне, то вполне можно стимулировать ребенка по-другому. Например, оформить в его комнате или уголке некую зону английского – повесить туда календарь с видами Англии, Лондона и т. д., размещать там слова, которые он сейчас изучает, обязательно с картинкой, карту Великобритании или США. Можно просматривать мультфильмы на английском: причем выбирайте любимые малышом мультики, которые он хорошо знает, и ставьте их на языке оригинала. Например, в My little pony в оригинале звучит прекрасный британский английский. Знакомьте детей с английской культурой: различные выставки (а Британский Совет проводит много мероприятий), концерты – все это пойдет на пользу. Особая часть – книги, сейчас даже в Москве можно найти много прекрасных детских книг на языке. Читайте с детьми эти книги, рассматривайте их, называя предметы по-английски. Сейчас много в продаже наборов карточек на английском – тоже хорошее подспорье. Если вы можете помочь с языком, не отказывайте ребенку в своей помощи! Не хочу полиглота! Хочу успокоить тех родителей, у которых дети не занимаются английским до школы. По мнению некоторых педагогов, английский можно выучить в сознательном возрасте за два года. Пусть ребенок не блещет в лингвистике в начальной школе, если у него будет хороший стимул (поступление в вуз и т.п.), подросток на хороших языковых курсах освоит программу языковой школы за два года! Более того, если ваш ребенок учит французский или немецкий в школе, а ему в будущем будет нужен английский, то он его освоит еще быстрее на тех же курсах или с хорошим репетитором. Есть репетиторы, которые хвастаются тем, что могут все времена английского глагола объяснить за одно занятие, а в школе на это тратиться несколько лет! К тому же сейчас есть такое подспорье, как обучение английскому в Англии. За три недели (а курс лучше выбирать максимальной длительности, потому что основные расходы составит оплата дороги туда и обратно) ребенок может овладеть навыками разговорной речи, заранее имея базис некий в грамматике и лексике языка. А не выучит в школе, выучит английский в вузе – никогда не поздно! Более того, геронтологи советуют, чтобы отодвинуть старость, тренировать свой мозг и учить иностранные языки. Так что садитесь за книжки и вы, родители. Нам лично, в языковом вузе ставя с трудом зачеты, любили повторять: «Вот сейчас не выучили, потом со своими детьми все освоите!» Автор: Иванка Бикеева