Рассказываем, почему нужно менять систему образования в школе ради одного ребенка. Знакомьтесь, это Роман Савин, автор книги «СДВГ Лайф, или Записки непоседского дома» и новый колумнист «Летидора». Роман — преподаватель тестирования программного обеспечения. Он автор книг «Тестирование дот ком», «СДВГ Лайф» и «Стартап Дот Лав». В качестве хобби Роман изучает проблемы СДВГ и способы его преодоления. В первую очередь из личного интереса, ведь эта проблема знакома Роману не понаслышке.В своей первой колонке на «Летидоре» Роман рассказывает, почему в школе не умеют общаться с «сдвгшками» и что с этим делать.Школа — это пыткаНачнем с того, что для большинства СДВГшек школа — это физическая и психическая пытка. Я не утрирую и сейчас все объясню. Представьте, что вас привязали к стулу на 45 минут без возможности встать и размяться? Даже в тюремной камере можно встать и размяться! Но идет урок, и дети лишены прав, которые есть даже у преступников. СДВГшки гиперактивного и смешанного типов (невнимательность + гиперактивность) — это бурлящие котлы энергии. Им необходимо движение! Но нельзя!В итоге ребенка пытают без движения несколько раз по 45 минут каждый школьный день, и тот выплескивает свою энергию и протест, дергая ногой, перебивая учителя и делая мыслимые и немыслимые шкоды. Даже я, взрослый человек с СДВГ, не могу сидеть прикованным к рабочему столу 45 минут. Каждые 10-15 минут я должен встать и пройтись. Мне нужна минута-другая, но и этой возможности у детей нет. К чему приводит такая система? К ребенку • который мешает другим, • который несчастлив сам, • к которому применяются меры воздействия, начиная от насмешек и обидных прозвищ и заканчивая изгнанием из школы. Замечательно, не правда ли?А ведь стоит немного перестроить процесс, и этих проблем можно избежать или хотя бы сделать их менее ранящими и для ребенка, и для окружающих.Теперь другой аспект. 50-70% детей с СДВГ становятся изгоями в школе уже ко второму классу (1). Подумайте! Половина детей с СДВГ исключается из детских игр, походов в кино, дней рождения и прочих активностей. Даже взрослого колет, когда ему отказывают в общении, а что говорить о ребенке!И приходит этот брошенный ребенок домой, а ему еще и родители говорят, какой он эгоист, лентяй и растяпа. «Вон Витька из 47 квартиры — и марки собирает, и на отлично учится! Вот он-то маму любит! Не то что ты!» Как вам такая жизнь? Быть полностью беззащитным перед миром, и никто тебя не поймет и не утешит, а если и утешит то в стиле: «Горюшко ты мое горькое. В кого ты такой уродился?» И теперь становится ясно, почему 25-40% заключенных имеют СДВГ (2). Не потому ли, что ребенок, которому (как его одноклассникам) должны были дать крылья, поддержать и воодушевить, рыдал в одиночестве и подспудно учился ненавидеть мир, который ненавидит его?В школе отсутствует индивидуальный подход В каждом классе есть минимум один ребенок с СДВГ. У детишек с СДВГ вполне нормальный интеллект, но каждый из них тащит на плечах свою комбинацию проблем. Например, им трудно или даже невозможно: • планировать • быть организованными • следовать инструкциям • сидеть на одном месте • поддерживать внимание к неувлекающим их вещам • контролировать свои эмоциональные импульсы.В общем, ничего фатального, но тогда почему СДВГ у школьника почти всегда означает проблемы с успеваемостью и поведением? Дело не только в сидячих пытках или социальном отторжении, а еще и в том, что учитель не знает или не имеет возможности для индивидуального подхода к такому ребенку. Я, конечно, понимаю, что нужно проводить чемпионаты по футболу или ремонтировать Капитолий в Гаване, но позвольте, разве не дети являются нашим будущим и не станет ли лучшей инвестицией школы с небольшими классами, где к каждому ребенку будет индивидуальный подход?Есть много методик, подходов, лайфхаков, которые существенно облегчат жизнь и учителю, и СДВГшкам и всему классу, но почему-то этим вещам учителей не учат. В итоге имеем академическую неуспеваемость и мерзкое поведение СДВГшек как норму. Мотивированность, драйв ребенка с СДВГ зависит от внешних стимулов. Ему нужна помощь, чтобы поддерживать интерес и особенно к скучным вещам, например, к школьным предметам. И роль учителя здесь главная. Реальность такова: если учитель не помогает СДВГшке, то с последним будут вечные проблемы. Чему учат в школе 11 лет? Я как преподаватель тестирования ПО могу подготовить человека среднего интеллекта к получению работы за пару месяцев. То есть человек приходит ко мне без опыта, и я учу его с нуля. А потом он проходит интервью и получает работу. Скажите, на что уходит 11 лет школы, если после школы ребенок по сути ничего не умеет?Представьте, что к вам пришло резюме, где вместо, например, знаний программирования, иностранного языка или навыка работы с персоналом, стоит «Программа средней общеобразовательной школы». Извините, но такой «спец» и даром никому не нужен! Тогда чему детей учат 11 лет?Школа должна зажечь в ребенке искру познания, научить его учиться, дать ему не только тангенсы-котангенсы, а умение искать, анализировать, включать логику, разбираться с конфликтами и подходить к проектам с учетом своих личных особенностей! А в случае с СДВГшками — это не просто желательно, это жизненно необходимо. И где, как не в своем первом коллективе, ребенок сможет взять что-то полезное и так, чтобы навсегда?Итог Вы скажете: ну разве нужно менять систему ради одного ребенка в классе? Обязательно! И не только ради этого ребенка, а ради всех детей, потому что система в том или ином виде ломает каждого ребенка, СДВГшки — просто одни из самых ранимых и неприкаянных.Будем бороться за каждого ребенка, будет приличное общество. Будем плевать на детей, получим наплевательское отношение к самим себе. Так что выбирайте. Если кому-то интересно, что учителя могут сделать для СДВГшек уже СЕГОДНЯ, то дайте мне знать, и я напишу об этом. (1) Essential Ideas for Parents (by Dr. Russell Barkley) (2) Undiagnosed Adult ADHD a High Cost for Society Фото: Shutterstock.com