Опубликовано 07 октября 2014, 11:40

Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Большинство детей, так или иначе, начинают читать в период 4-8 лет. Родители могут помочь освоению навыка чтения, создав соответствующую атмосферу.
Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Игры со словами: закрепляем навыки чтения

Итак, читать научились, теперь пора бы закрепить навыки и наращивать скорость чтения. Конечно, самый лучший совет – больше читать. Но пятилетние дети от книг могут устать. За годы практики мы придумали несколько игр, которые помогают закрепить интерес к чтению и улучшить технику.

Мелькание слов

Несколько карточек со складами и словами: ма, мак, маг, мат, марка. Быстро показывайте карточку и убирайте ее. Прочитал – получил карточку. Удивительно, что обычно ребята быстро фокусируются и начинают внимательно, даже порой жадно смотреть на слова. Выходят к чтению целым словом.

Лото

Кто из нас не любит лото? "Дети процессора", несмотря на их сдвинутость на технологиях, тоже любят эти игры. Напишите на листе формата А4 слова: названия животных, игрушек, растений, насекомых и т.д. Разрежьте их на карточки. А дальше -  по сценарию. Вы называете карточку, показываете ее, а ребята должны искать на своих картонках ответы.

Скороговорки

Развивать речевой аппарат ребенка помогают скороговорки и чистоговорки. Лучше всего играть в компании детей. Можно просто распечатать скороговорки на листе А4, разрезать на полоски. Вы говорите скороговорку, а дети по очереди повторяют. Кто сказал ближе к тексту, тот и получает полоску со скороговоркой. Соревновательный момент добавит азартности.

Записки

Елена Афанасова, педагог, много лет преподающий по Зайцеву, советует вести таинственную переписку со своим ребенком. "Здравствуй, сын (первая записка обычно ждала его около подушки на кровати). Когда ты пойдешь умываться, на верхней полке в ванной комнате, под мыльницей найдешь секрет. Желаю успеха! Мама." А там лежала следующая записка: "Я очень рада, что ты нашел эту записку! Следующая - в серванте на нижней полке слева в стопке тарелок, под первой сверху. Будь осторожен!"... И так штук 10-15. Последняя обязательно должна привести к сюрпризу: раскраска, банан, билет в цирк: - то, что ценно для вашего малыша. Не забудьте порадоваться его успеху... "Ура!!! Как здорово, что ты его (ее) все-таки нашел! Я горжусь тобой!!!" У Вас может появиться своя игра. Кстати, поделитесь с нами своей находкой!

Мы с сыном перебрасывались записками так. Я сворачивала свой листок - послание в трубочку и перевязывала ниткой. Он писал ответ и кидал им в меня. Я же, исправив ошибки, возвращала ему записку с ответом. Переписка, а точнее жизненно важная переписка - один из эффективных способов создать у ребенка потребность писать. Содержание ваших взаимных посланий зависит от ребенка и его опыта, а также его интересов.

Малыш может написать свое первое письмо Деду Морозу, а Дед Мороз ответит ему. И тогда читать это долгожданное письмо будет проще. В книге "Как научить ребенка читать" приводят замечательный пример переписки девочки с папой. Папа, ясное дело, занят, постоянно на работе, в командировках. И поэтому дочке он оставляет послания - длинные, интересные. Тетрадь, которую девочка Даша увидела возле своего дивана, едва открыв глаза, она принялась листать тут же. Потому что на обложке красовались магические слова "Даше от папы". Каждый вечер, когда девочка спала, папа писал ей несколько строк о своих делах, о том, как он оценивает Дашино поведение, что думает по поводу ее успехов, планирует совместные вылазки на выходные. Переписка дочки и папы переросла в общий дневник, на страницах которых девочка и папа беседуют о мире.

Тетрадь взаимных обещаний

Отличный способ стимулировать желание читать - завести тетрадь взаимных обещаний. Наверняка, у вас есть о чем попросить своего ребенка? Не разбрасывать игрушки, вымыть посуду, пропылесосить в комнате. А у ребенка, наверняка, есть о чем попросить вас - от подарков до похода в какое-нибудь кино. Свои пожелания к маме малыш пусть напишет на другой стороне листа. Если просьба выполняется на этой неделе, ставится плюс, и добавляются новые пожелания, благодарности и т.д.

Книга обо мне

Когда мой ребенок только попал в австралийскую школу, учительница подарила ему спустя неделю после начала его учебы замечательную книжку. Книжку про Мишку. Фотографии (учительница специально фотографировала ребенка в разных ситуациях) были снабжены подписями. Миша на качелях, Миша работает, Миша читает, Миша играет с друзьями, Миша обедает, Миша на перемене, Миша с учительницей и т.д. Точно такую же книгу я сделала ему на русском. Сегодня "книгопечатение" возможно на дому, а можно заказать фотокнигу в ближайшем отделении фотоателье. И она будет не только напечатана на хорошей бумаге, но и сверстана. В разделе "скачать" есть пример подобной книги. Сюжетом может быть поход в зоопарк, совместная поездка и т.д. Текст книги должен быть очень коротким, на странице - одно предложение из 3-4 слов.

Моя книжка

Подарите ребенку книжку, на которой написано "Необыкновенные приключения Маши (вставьте имя ребенка). Желательно составлять "приключения" из коротких предложений, оставляя место для собственных рисунков. Оборвать повествование лучше на самом интересном месте. И тогда чтение, сочинительство и письмо войдут в обиход ребенка.

Волшебная книжка

Совершенно удивительный педагогический прием удался папе пятилетней Сони. К чтению она относилась настороженно, в игры с буквами не играла. Папа соорудил книжку "Сказки о Соне", в которой Сонино имя было выделено ярким маркером. Когда он взял эту книжку с полки, он искренне удивился: Соня, что это за книжка? Какая странная.... В ней же ничего не написано.

  • Как не написано, вот же мое имя - подсказывает Соня.
  • Не вижу. Ничего не понимаю, ни одной буквы.

Соня обошла весь дом и убедилась, что книжка и в самом деле волшебная. Ни папа, ни мама, ни бабушка прочитать в этой книжке не могут ни слова. А буквы в ней ( и это очевидно!) - есть.

  • Да, волшебная книга, - подтвердил папа. Прочитать ее может только тот, про кого она написана. Так было преодолено Сонино упрямство

Песни – плакаты

Когда у вас уже есть такие стихи и песни - плакаты, то самое время освоить эхо-чтение. Эхо-чтение - это когда педагог громко и выразительно читает вслух, ребята отслеживают текст глазами и вторят за ним, как эхо. Когда читаете вы, ребенок в это время читает "внутренним голосом", и эта работа очень для него очень важна. "Чтобы при чтении вслух не попасть впросак", - считает Зайцев, - "надо научиться глазами заглядывать на несколько слов вперед, видеть знаки препинания, не просто прочитывать слово, а с выражением". "Когда перенимать с умом", — читает учитель. "Когда перенимать с умом", — тут же вторят дети, глядя на плакат. — "Тогда не чудо" ("Тогда не чудо", — вторят дети) "и пользу от того сыскать" ("и пользу от того сыскать"); "а без ума перенимать" ("а без ума перенимать")," и Боже сохрани" ("и Боже сохрани"), "как худо!" ("как худо!"). "Я приведу пример тому" ("Я приведу пример тому") "из дальних стран" ("из дальних стран"). "Кто обезьян видал" ("Кто обезьян видал"), "те знают" ("те знают"), "как жадно" ("как жадно") "всё" ("всё") "они перенимают" ("они перенимают")". Текст надо делить на интонационно-смысловые кусочки, постепенно увеличивая периоды, доводя их до целых предложений. Эхо-повторение — прекрасный способ овладения чтением не только для детей, но и для взрослых, изучающих иностранный язык.

Через пару-тройку повторений ребенок знает текст наизусть и может продемонстрировать, как "по-взрослому" умеет читать. В крыловские времена еще понимали, что читать нужно с чувством, толком, расстановкой. Так и учителя детей наставляли: "Читай с выражением, а не монотонно"; "Не кричи, Серёжа, не глухие же вокруг"; "А ты, Наташа, читай погромче, а то не всем тебя и слышно"; "Вера вечно спешит куда-то, тараторит"; "Юре нужно побыстрей читать". Объясняли, где и какой продолжительности паузы делать и прочее.

Сегодня на занятиях мы возрождаем эти традиции. Читаем один и тот же текст по очереди, по цепочке. Среди наших любимых стихов "Белеет парус одинокий", "Утес", "У Лукоморья", "Звезда", "Узник", "Утро". А также веселые стихи Тима Собакина, Ренаты Мухи, Владимира Левина, Даниила Хармса. С малышами мы поем песни хором из "Читай и пой", по заказу учеников делаем плакаты со словами любимых песен, например, "33 коровы", "Колыбельная медведицы", "Товарищ цирк" и т.д.

Большинство детей, так или иначе, начитают читать в период 4-8 лет. Родители могут помочь освоению навыка чтения, создав соответствующую атмосферу. В частности, каждый или почти каждый день читают ребенку книги вслух, вместе просматривают книжки. Однажды в австралийском детском саду мне довелось познакомиться с мальчиком пяти лет, который уверенно говорил и читал (!) на трех языках – русском, английском и иврите. На вопрос, кто научил его читать, он ответил: «Бабушка!». Заинтригованная, я решила подождать бабушку. Разговорившись с ней, я спросила, что делает для развития речи и навыков чтения. «А ничего я не делаю… Много читаю и задаю вопросы о том, что прочитали».