Это перспективно: 6 необычных профессий, о которых мало кто знает
Узнаем о них из первых уст© Depositphotos
«Летидор» попросил онлайн-школу для занятий с репетиторами Учи.Дома doma.uchi.ru опросить специалистов и узнать, где учат новым профессиям и какие навыки для них потребуются.
Продакт-менеджер в IT
Продакт-менеджер отвечает за создание и вывод нового продукта на рынок. Эта специальность впервые появилась в сфере IT-стартапов, для которых быстрый вывод на рынок конкурентоспособного продукта – основное правило ведения бизнеса.
Несмотря на свою относительную новизну на российском рынке, у профессии большой потенциал. Зачастую таких специалистов путают с проджект-менеджерами, однако у продактов гораздо более широкий функционал и сфера деятельности.
Рассказывает Нина Доминго, продакт-менеджер крупной американской IT-компании:
«Поскольку в моем случае это программа ERP – Enterprise Resource Planning, то много взаимодействия идет с отделом разработки. Я часто называю себя переводчиком – есть отдел разработки, а есть отдел продаж и партнеров, те, которые понимают, что нужно клиенту.
Моя задача – перевести эти требования отделу разработки в виде конкретного технического задания.
Предварительной работы очень много: изучить рынок, посмотреть, какого продукта не хватает, какая целевая аудитория, чем мой продукт будет отличаться от других, как его улучшить. Чтобы стать продактом, надо наработать опыт. Получить его можно в отделе разработки, начав с позиции тестера, то есть понимать функционал и постепенно расти».
Нина получила базовое техническое образование по специальности «Автоматизированные системы управления (АСО)». Кроме того, за ее плечами MBA по президентской программе и учеба на бизнес-аналитика в Российской академии народного хозяйства.
Получить образование продакта можно в одном из технических вузов. Есть и специализированные программы, например в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого или в Российском государственном социальном университете в Москве.
Ученый-ракетостроитель
Многие дети до сих пор мечтают стать космонавтами. Однако есть множество альтернативных не менее интересных специальностей, связанных с космической сферой.
Ученые в области космонавтики строят спутники, ракеты и различные космические системы. Поскольку эта отрасль сейчас активно развивается по всему миру, то решение сложных задач в космосе – крайне актуальная тема.
Рассказывает Александр Шаенко, кандидат технических наук, руководитель проекта 435nm (разработка фотобиореактора, который в автономном режиме сможет поддерживать дыхание человека в изолированной среде):
«Я работаю уже почти двадцать лет и за это время строил наши и не наши ракеты, спутники и даже самолеты.
Сейчас космонавтика на подъеме, появляются новые компании, реализуются новые проекты, скоро люди снова полетят на Луну и чуть позже – на Марс».
Одна из сложных задач, над которой сейчас работают ученые, – как обеспечить питанием экипаж, отправившийся на освоение дальнего космоса. Именно над ней сейчас работает команда Александра Шаенко:
«Все необходимое для далекого перелета нужно будет везти с собой. Если везти с собой гору запасов не хочется, то можно поступить как на нашем самом большом пилотируемом корабле в истории человечества, планете Земля, можно построить замкнутую биосферу, получающую извне только энергию в виде солнечного света.
Мы создаем свою систему на основе микроскопических зеленых одноклеточных водорослей.
В самом простейшем случае в системе будут микроводоросли и человек, но в перспективе мы рассматриваем и другие звенья – маленьких плавающих рачков, криль, рыбу и другие организмы. Пока мы в начале пути, и дорога у нас впереди сложная и интересная».
Александр Шаенко учился в МГТУ им. Баумана на факультете «Космические аппараты и ракеты-носители».
Получить специальность можно как в Московском государственном техническом университете им. Баумана, так и в Московском авиационном институте.
Авиаброкер
Для бизнес-авиации пандемия стала стимулом роста – частный борт позволяет не только комфортно, но и безопасно (с точки зрения распространения вируса) совершать перелеты.
В задачи авиаброкера входит поиск оптимальной компании или оператора для совершения рейса с учетом всех предпочтений клиента. Он договаривается о стоимости, уточняет информацию о модели самолета, организовывает специальное питание и находит удобное время. Таможенные формальности, визы, паспортный контроль, основание на въезд – тоже зона его компетенции.
Рассказывает руководитель отдела продаж компании Central Jets Дарья Николенко:
«Авиаброкер – это ненормированный рабочий день. Выдерживать такой темп можно только если по-настоящему любишь свое дело.
За шесть лет работы эта сфера научила меня дисциплине и многозадачности. Международный язык – английский, но и другие языки будут в плюс, потому что это также механизм доверия в общении с операторами и агентами. В деловой авиации востребованы немецкий, французский, испанский и итальянский».
Дарья училась в Южном федеральном университете на кафедре прикладной математики и компьютерных наук и получила специальность «математическое моделирование», а также отучилась на MBA по финансовой инженерии в L’ESLSCA Paris France.
Чаще всего в эту профессию приходят выпускники технических, экономических и юридических факультетов, которые постигают ее на личной практике. Им необходимы навыки в продажах и свободное владение иностранными языками.
Менеджер волонтерских программ
Специалист этой профессии занимается циклом работы с добровольцем для организации. Менеджер должен привлечь волонтера, составить его портрет, обучить, оценить работу и применить его помощь.
Рассказывает Дарья Семенова, менеджер волонтерских программ Государственного исторического музея:
«У меня есть другой функционал (я также заместитель руководителя отдела в музее), но волонтерство – большая его часть. Недавно у нас проходила Ночь музеев, и нам помогало около 70 волонтеров. Мы очень долго готовились, проходили обучение, как работать с посетителями и как с посетителями с инвалидностью. Основная масса участников нашей программы – студенты, и мне очень важно не только им помогать, но и чувствовать, как волонтерская программа дает толчок к их профессиональному развитию.
Наша сфера – это понимание потребностей организации, ее структуры, людей и самой сути добровольчества».
Первым опытом личного волонтерства Дарьи стал ГМИИ имени Пушкина. В Государственном историческом музее она работает уже 5 лет.
Дарья Семенова окончила факультет искусствоведения МГУ им. Ломоносова.
Получить образование в социальной сфере можно в Московском городском педагогическом университете, в Российском государственном гуманитарном университете и других.
Зоопсихолог
Зоопсихология – это раздел психологии, которая специализируются на поведении диких и домашних животных.
Рассказывает Людмила Жукова, кандидат культурологии:
«Начав практиковать, я поняла, что при обсуждении семейных проблем мы нередко выходим и на домашних питомцев. Как системный терапевт я склонна рассматривать поведение и людей, и животных в контексте семьи, наблюдая и интерпретируя происходящие в ней процессы. То есть зоопсихолог в идеале специалист как по поведению людей, так и по поведению животных».
Анализируя отношение к кошке или собаке, можно понять, как устроена семейная система.
Профессия зоопсихолога может быть очень перспективна, ведь она несет пользу не только питомцам, но и людям.
Эту специальность преподают на факультете психологии, при этом можно заниматься только с животными, а можно включать эти знания в практику семейной и личной терапии, как это делает Людмила.
Людмила Жукова окончила магистратуру Высшей школы экономики по специальности «системная семейная психотерапия».
Соответствующие образовательные программы есть в следующих вузах: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и другие.
Иллюстратор
Современный иллюстратор делает графику и художественное оформление проектов, работает в тесной связке с разными смежными отделами: дизайнерами, методистами, разработчиками.
Рассказывает Лена Хамидуллина, иллюстратор-тимлид платформы Учи.Дома:
«Так как я тимлид (руководитель команды), в мои задачи входит курирование других иллюстраторов отдела, также я должна следить за качеством и скоростью создания материалов, помогать ориентироваться в задачах и придерживаться единого корпоративного стиля. Я провожу исследования для улучшения визуальной составляющей продукта и продолжаю выполнять задачи штатного иллюстратора: разрабатываю презентации уроков и домашних заданий для предметов школы, иногда рисую визуал для проектов.
В моей профессии мне нравится то, что можно балансировать между творческой свободой и четкими корпоративными правилами».
Лена получила образование по направлению общего дизайна в Казанском художественном училище имени Н.И. Фешина и закончила РАНХиГС по специальности «графический дизайн».
Подобные программы также есть, например, в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова или в Московской государственной художественно-промышленной академия им. С. Г. Строганова.
«Школьникам иногда очень сложно определиться с будущей профессией и одна из причин в том, что многие даже не знают об интересных и перспективных направлениях. Поэтому образовательная онлайн-платформа Учи.ру совместно с онлайн-школой для занятий с репетиторами Учи.Дома запустили бесплатный курс профориентации, в рамках которого представители самых разных профессий расскажут о своем карьерном пути, дадут рекомендации, как стать успешным в той или иной области», – добавляет Лена Хамидуллина.
Фото: Depositphotos