Разбираемся, что может ожидать наших детей в школах уже с этой весны. Скоро в российских школах появятся советники по воспитанию, которые займутся внеучебной деятельностью — то есть досугом детей. Эта программа будет реализовываться в рамках проекта «Патриотическое воспитание». Как ожидают чиновники, с ее помощью удастся отвлечь школьников от улицы и интернета, а также воспитать в детях уважение к родине. Однако для большинства родителей так и осталось загадкой, что входит в понятие «патриотическое воспитание». Специально для «Летидора» с документом проекта ознакомилась Тамара Евгеньевна Шапошникова — кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, психотерапевт Единого реестра Европы, действительный член Российского психологического общества и заведующая редакцией «Психология, педагогика» издательского дома «Питер» — и поделилась с нами своими мыслями.У нашей страны есть прекрасный опыт воспитательной работы. Имя Антона Семеновича Макаренко известно во всем мире, на его опыт до сих пор ссылаются во многих странах. Традиции воспитания и создания воспитательных систем, заложенные А.С. Макаренко, В.С. Сухомлинским, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Новиковой, были ориентированы, в первую очередь, на формирование личности ребенка и опирались на гуманистические ценности. При этом мы помним, что система Макаренко сформировалась на территории нынешней России и Украины, система Сухомлинского на территории современной Украины, система Амонашвили на территории современной Грузии, а Новикова всю жизнь проработала в Москве. Но единство общечеловеческих ценностей, любовь к ребенку, уважение к его личности сделали их ориентиром для педагогов всей России.Цели, задачи и ориентиры, прописанные в проекте по патриотическому воспитанию, никакого отношения к гуманизации и формированию гуманных ценностей (и вообще ценностей) не имеют.О чем говорится в документе Если бы этот документ писали не чиновники из Министерства образования, а студенты педвуза, любой адекватный преподаватель отправил бы их переписывать, настолько не взаимосвязаны части этого документа. У документа по воспитанию не прописана методологическая база, не дано даже четкого понятия патриотизма.«Патриотизм как благоприобретенное качество, является предметом передачи — темой воспитания — и представляет собой важнейшую составную часть мировоззрения личности, что обусловливает необходимость встраивания патриотизма в сложную систему мировоззренческих установок. Патриотизм должен неконфликтно соотноситься с представлениями о мире и человеке, с моралью и нравственностью, с представлениями о языке, коммуникации, культуре, власти, обществе и индивидуальности», — этот набор слов дан в качестве определения, данного в Глоссарии проекта.Еще интереснее читать определение патриотического воспитания: «Патриотическое воспитание — воспитание патриотической личности, характеризующееся развитием в гражданине фундаментальной личностной установки, которая определяет оценочную позицию человека по отношению к социокультурной действительности и мотивирует общественно значимую деятельность, в которой эта позиция выражается. Содержанием этой установки является неразрывная связь с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном, то есть от уровня малой родины до великой Родины».Каким образом эта оценочная позиция вступает в «неразрывную связь» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны, в целом и частном не конкретизируется.Вся информация, характеризующая методы патриотического воспитания, собрана в одном абзаце вперемешку (приготовьтесь, сейчас будет много букв): _«расширение и распространение юнармейских программ по организации отдыха детей и их оздоровления, патриотических экспедиций “Российское движение школьников” разработан и реализуется единый комплекс системы патриотического воспитания участников детских объединений, включающий в себя организацию и проведение Всероссийского конкурса “Большая перемена”, направленного на профориентацию учащихся через построение индивидуальных траекторий профессионального развития, вовлечение детей с признаками деструктивного поведения в детские объединения для искоренения такого поведения, а также адаптированные программы воспитания вне основного образовательного процесса с созданием отдельной инфраструктурной поддержки и c применением IT платформы и модульным медиацентром _.Мы видим здесь и юнармейские программы, и организацию отдыха, и профориентацию, и IT, и вовлечение детей с признаками деструктивного поведения. Все пускается под одну гребенку патриотического воспитания без конкретизации, осмысления особенностей, уточнений.Весь остальной документ является перечнем регионов с установлением «охвата» учащихся патриотическим воспитанием и уточнением финансирования, которое на осуществление данного охвата выделяется.Чего можно ожидать от этой программы: плюсы и минусы Итак, из всего этого можно сделать следующие предположения. Есть бюджет, который будет отправлен на «охват» и «отчеты». То есть в ближайшем будущем (документы обозначают сроки с текущего года до конца 2024) нас ждет большое количество массовых мероприятий. Они будут проводиться на самых разных федеральных и городских площадках, посвященных любого рода праздникам, дням отмечания, историческим персонам, и всему и вся, что можно отнести к «неразрывной связи» с историей, традицией, территорией и культурой своей страны. Участие в этих мероприятиях будет условно-добровольным. Возлагаться это будет, в первую очередь, на замдиректоров по воспитательной работе и классных руководителей, на которых и повесят необходимость осуществить охват, а потом зафиксировать его в отчетах.Остается открытым один вопрос – при чем здесь воспитание? Воспитание предполагает: • личный контакт, беседу, общение,• организацию обсуждений, • формирование мышления и позиции, • формирование ценностей, • формирование рефлексии, • анализ поведения. Для этого в отечественной педагогике было разработано множество методов, ни о чем из этого опыта не сказано в проекте.Вопросы воспитания все острее встают перед современными родителями и педагогами, они нуждаются в серьезном, вдумчивом обсуждении, подключении педагогики «диалога культур» и вообще диалога. К сожалению, представленный проект такими словами не оперирует.А для родителей, которых волнует воспитание их детей, в том числе патриотическое, мы с коллегами из издательства «Питер» рекомендуем правильную литературу. Авторов, ставших классиками отечественной педагогики, подробно и бережно изложивших основы патриотического и гуманистического воспитания: А. Макаренко, В. Сухомлинского, Н. Аникеевой. Фото: Visualrian.ru О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok! Подписывайтесь!