Учитель младших классов — о том, как воспитать любовь к чтению. Я часто вижу, как дети слоняются по библиотеке, берут книги, бегло пролистывают и ставят их на место. Им всё скучно, всё неинтересно. Родители жалуются, что в возрасте ребёнка проглатывали приключенческие романы, а их чадо не переносит даже вида книги. Как же быть, если ребёнок изо дня в день твердит: «Я ненавижу читать»? Важно понять, какая причина такого сильного отторжения книги. В этой статье я собрала несколько идей, которые помогут разобраться в проблеме и найти пути решения. Предложите ребёнку книги, которые могут соответствовать его интересам Если вы предлагаете ребёнку книгу, возможно, она ему просто неинтересна. Продолжайте подсовывать, одну за другой. Пусть на это уйдёт целый год, но методом проб и ошибок вы найдёте ту самую, которая придётся ему по душе. Главное, не сдаваться и не упираться в мысль: "а вот я в твоём возрасте читал…" Можно пойти от противного: обратите внимание, какие передачи ребенок смотрит по телевизору, и попробуйте предложить ему книжку в том же духе. Все средства хороши Если ребёнок отказывается читать совсем, начните с малого. Предложите ему комиксы, графические романы или журналы, в которых много картинок. Кроме того, сейчас довольно распространены аудиокниги, которые могут стать отличной альтернативой бумажным. Попробуйте подсунуть ребёнку те приключенческие книги, которые вы любили в детстве. А вдруг ему тоже понравится?Не заставляйте ребёнка читать "Прочитаешь 5 страниц, получишь шоколадку". "Прочитаешь ещё одну – пойдёшь в кино". "А слабо тебе прочитать полкниги". Сколько раз вы шантажировали ребёнка этими словами? Только ребёнок чувствует ваши манипуляции, и, как показывает практика, те родители, кто злоупотреблял своей силой, в итоге ничего не добились. В начальной школе дети читают, потому что у них нет выхода. Потом постепенно учатся обходить родительское давление и перестают читать совсем. Применение силы — верный способ отвратить человека от книги на много лет. Устройте в семье час чтения Когда вы гоните ребёнка читать книгу, а сами вольготно устраиваетесь перед телевизором, вы не добьётесь никаких результатов. Ребёнок в такой ситуации чувствует себя наказанным, ведь родители занимаются чем-то весёлым, а он вынужден сидеть и мучиться за книгой. Смоделируйте другую ситуацию: за день до этого, начинайте обсуждать, как ждёте этого времени, как вам будет интересно читать. Хороший пример заразителен. Рассказывайте истории, читайте вслух сами, обсуждайте прочитанное Кстати, во время часа чтения не обязательно всем и сразу садиться за разные книги. Вы можете почитать по очереди одну книгу, или просто рассказать ребёнку сказку. Слушая ваш рассказ, он будет фантазировать, и, возможно ему захочется узнать, чем закончится история. А это он сможет сделать, только открыв книгу. Но тут всё зависит от того, насколько вы закрутите сюжет, а соответственно, сможете заинтересовать им ребёнка. Учитесь сторителлингу. Бывает так, что у детей слабо развито образное мышление. Поэтому они быстро теряют нить повествования, не могут связать одно действие с другим. Тогда дело не в мотивации. В этом случае можно предложить ребёнку проиллюстрировать историю или сделать героев из пластилина (бумаги) и проигрывать текст, когда вы будете его читать.Не предлагайте ему «Войну и мир», если он хочет читать «Карлсона» Не загружайте ребёнка серьезными задачами. Ваше родительское эго может кричать сколько угодно, что в этом возрасте «все нормальные дети уже давно читают Толстого», но важно реально определить, что нравится и что способен прочитать ребёнок. Убедитесь, что у него в свободном доступе именно те книги, которые он может читать. Часто маленькие дети (да и не только!) отказываются читать книгу, потому что в ней постоянно встречаются непонятные слова и выражения. Кому хочется читать то, что ты не понимаешь? Дети не хотят в этом признаваться, так как боятся осуждения взрослых. Проверьте, достаточно ли у ребёнка развит навык чтения Проблема, которая всё чаше встречается у детей — невозможность прочитать слово, или целых фраз. Могут быть проблемы с распознаванием отдельных букв. Это не значит, что с ним что-то не то. Просто, если ребёнок не способен декодировать текст, то вряд ли он сможет им наслаждаться. Относитесь уважительно, к потребностям и желаниям ребёнка. И, возможно, через некоторое время вы увидите ребёнка с книгой.