В IT-школе дети учатся взламывать виртуальные банки, но по словам организатора школы Елены Корниенко, это не главное. Чему же учат детей на компьютерных уроках, и нужно ли это? "Летидор" встретился с директором томской детской IT-школыЕленой Корниенко, чтобы выяснить, с какого возраста можно знакомить ребенка с компьютером, как использовать медитацию в работе с образным мышлением, а так же поговорить о том, какие они – современные дети поколения IT. Что представляет собой IT-школа?** Мы живем в информационном обществе, в котором дети знакомы с компьютером, а зачастую даже лучше нас с вами в них разбираются. Но для того, чтобы объяснить и показать детям все возможности компьютера, мы создали такую школу, в которой обучают компьютерным технологиям с целью развития творческих навыков у детей. Есть компьютерная графика, анимация. Естественно, сначала дети делают что-то ручками, но потом обязательно переносят все в компьютер. Помимо творчества, конечно, мы их учим и быстрому набору, и созданию презентаций и портфолио, так же есть курс роботехники. Все это идет для них единым проектом. По итогам курса проводим конференцию, на которой дети демонстрируют, кто чему научился. То есть процесс обучения состоит из лекционной части и итоговой конференции?** Нет, у нас совсем нет лекционного блока. У нас постоянная практика – ребята приходят на занятия два раза в неделю по два часа, и занятия идут в течение года модулями. А в итоге они должны выступить со своим проектом, презентовать его. То есть они должны не только научиться создавать что-то, но и должны научиться объяснять, почему они выбрали именно, например, создание плаката, почему на этом плакате изображено то, что изображено – некое исследование необходимо. Соответственно, занятия сразу начинаются с практики и, что важно, вся работа, которую выполняют дети, самостоятельная. Какой возраст у детей, которые посещают ваши занятия?** От 6 до 16. Они делятся на группы, и для каждой группы своя программа. Когда вы говорите о программе, возникает вопрос о методике преподавания. Вы разрабатывали ее самостоятельно?** Я не могу сказать, что мы разрабатывали программу, сидели и придумывали методику. Нет. Получилось так, что я в сфере образования проработала 10 лет, то есть я прекрасно понимаю, что детям нравится, а что нет, чем они занимаются с удовольствием, а что им в тягость. И когда я создавала эту IT-школу, подобрались очень хорошие преподаватели, люди, которых дети принимают на «ура», и мы как-то совместно негласно создаем свою методику преподавания, потому что никакие старые методические уловки в нашем случае не срабатывают (смеется). И все это при том, что многие из преподавателей по образованию не педагоги, а просто профессионалы в определенных областях, но они чувствуют детей, а дети чувствуют их. У нас нет никакого педагогического сложного руководства. То есть, грубо говоря, министерством образования ваша программа не одобрена?** Мы писали концепцию нашего образовательного центра, и эта концепция одобрена нашим департаментом образования. Департаменту очень понравилась идея. Мало того, когда мы открылись, нас внесли в реестр и выделили сертификат на бюджетные средства, хотя у нас даже нет места стационарного. В течение года дети обучаются в Томске в выходные дни, а на каникулы мы выезжаем за город с этими детьми, плюс еще сторонние дети набираются. Следующим летом планируем на Алтай детей везти. На выезде так же действует наша образовательная программа, тематический план, игры, занятия и так далее. И игры тоже заточены под информационные технологии?** Конечно. Например, у нас в лагере прошла робототехника, мы дали детям возможность использовать Lego Mainstorms – это конструкторы, которые позволяют собирать роботов и программировать их. Плюс были занятия по криптографии и хакерству. Да ладно? Хакерство – это подсудное дело (смеемся).** Нет. Тут мы как раз и объясняли обратную сторону медали, рассказывали и про уголовный кодекс, и про конституцию. Но почты взламывать они научились?** Нет. Они взламывали IT-банк, была такая у них игра, и мы им говорили обо всех опасностях, чтобы они не попались на удочку. Рассказывали им о социальной инженерии, то есть о том, как можно без взлома узнать у самого человека о нем же самом. Это делается для того, чтобы они могли себя обезопасить. Естественно, мы не обучали их взламывать системы. Зря (смеемся). Складывается ощущение, что все обучение проходит в игровой форме.** Да. Основная идея, чтобы ребенок у нас расслаблялся, чтобы он занимался, проекты создавал, но чтобы он не воспринимал это как учебу в школе. Пока что-то получается, что-то нет, но в принципе ребята довольны. Что дает в результате тот багаж знаний, который вы даете, как вы думаете?** Главное понимать, что мы не даем 100% гарантии поступить в какой-то ВУЗ, как делают очень многие центры. Потому что мы считаем, что главное не поступить, главное – получить знания. Поэтому мы стараемся давать детям практику. А как появилась идея IT-лагеря?** Сама я программист по образованию, но так как я находила общий язык с детьми, то я 10 лет работала репетитором по информатике, математике, а в послекризисное время мы решили набрать группы, в которых бы учили детей флеш-анимации. Первая группа была шесть человек, у нас было всего пять компьютеров да не самое лучшее помещение, но с этого все началось. Ребятам нравилось, группы увеличивались, техника закупалась, появлялись новые преподаватели. А детский лагерь возник в связи с тем, что летом детей тоже нужно было занимать. Более того, сейчас многие дети не представляют свою жизнь без компьютера, и для родителей даже бывает трудно заставить ребенка погулять, а мы предлагали отдых на природе плюс компьютеры. В общем, вы совместили приятное с полезным.** Да. Расскажите, с какими трудностями приходилось сталкиваться при организации лагеря.** Сложность в том, что больший интерес к нашему лагерю почему-то возникает у сторонних городов: Екатеринбург, Краснодар, Бурятия – все эти города приглашают нас к себе. А в Томске нет такого ажиотажа. Организация существует на бюджетные деньги или на деньги родителей?** На деньги родителей. Но сейчас мы планируем подавать документы на гранты. А еще у нас в планах сделать мобильный класс, чтобы была возможность обучать детей в селах или приезжать на дом к инвалидам. Более того, если у нас будет мобильный класс, мы сможем реализовывать наш проект и на территории других городов. Для этого, конечно, нужны средства, но я думаю, что мы найдем возможность. Как вы думаете, с чем связан тот факт, что в России подобных проектов не так много?** Многие центры, которые создают информационные уроки для детей, чаще всего предполагают дистанционное образование. Просто с самими детьми работать очень сложно. Плюс в образование вкладываться нужно очень долго, я так предполагаю, что нам еще года два придется работать в ноль. Это очень сложно, так как приходится всё закупать самим, работать над методикой, есть непредвиденные расходы. Если мы сможем закупить оставшуюся технику на спонсорские деньги, тогда процесс пойдет куда быстрее и лучше. Но уверенность в том, что это начнет окупаться и приносить прибыль, есть?** Естественно. Необходимо доказать на собственном примере, что в это необходимо вкладываться. Но цель сейчас – построить лагерь. Мы сделали проекты зданий (инновационные дома, себестоимость которых ниже на 30-40%), надеюсь, что хотя бы на строительство мы найдем инвесторов. У меня еще глупый вопрос возник. Не сломаются ли у детей головы от этих знаний?** (смеется) Нет, не сломаются. Потому что мы очень тактичны в подаче информации. Все занятия проходят по методу коучинга, то есть преподаватель – это наставник. У нас применяются определенные методики, как вести урок, чтобы ребенок занимался индивидуально. Ребенок идет своей дорогой, а преподаватель просто его курирует. Мало того, мы ведь еще и структурируем знания о компьютерах. Они ведь сейчас все в стрелялки играют, а мы показываем, как с помощью компьютера можно развиваться. И нужно понять, что время другое, дети другие, они намного умнее нас с вами. Да, адская конкуренция грядет.** (смеемся) Очень интересно с современными детьми общаться. Лагерь для меня – это не образовательное звено, когда пришли-ушли-и до свидания, мне хочется понять, что нужно детям, что им интересно. В этом году у нас вообще был образовательный винегрет, потому что мы еще и медитировали, работали над образным мышлением, то есть помимо компьютерных технологий, мы старались развивать их и в другом ключе. Не побоялись приобщить неподготовленных детей к медитации? Для чего вообще этот ход был, и как дети на него отреагировали?** Почему-то в нашем обществе слово медитация воспринимается как сектанский термин (смеется). Между тем, это способ духовного роста, выравнивания своих тонких тел. Медитации бывают абсолютно разные, тем более, чтобы войти в транс нужно много месяцев практики. Мы же давали медитацию для работы с образным мышлением и понимания для нас самих, что происходит в детских головах. Такая тонкая грань психологии, развития и развлечения. Дети просто слушали тексты, и пытались представить то, что я им читала. А потом мы с ними обсуждали, кто что видел, почему именно так. Дети сейчас достаточно закрыты и замкнуты. Ребенок может выглядеть веселым, энергичным, а на самом деле переживать большую депрессию, у них могут быть мысли о суициде. Почему? Да все потому, что веселым, энергичным надо быть по воле современного общества. Если ты задумчивый и не такой как все, то общество тебя просто изгоняет (в школе особенно это чувствуется). Такая вот сейчас ориентация на сверстников. Вот и приходится играть, а внутри пустота и полное одиночество. Вы знаете, из 14 присутствующих на медитации детей, только у двоих не выявилось чувства внутреннего одиночества. А трое мне признались в последствие, что имели мысли о суициде. Хотя по ним и не было заметно изначально.Считаю, что такие занятия необходимо вносить в систему обучения – они помогают ребенку раскрыться, узнать себя изнутри, разобраться в своих переживаниях. А нам взрослым – научится видеть детские проблемы и помогать их решать. Не зависимо от того, работаем мы в школе, или в IT-лагере. Можете это назвать особым психологическим тренингом. Но я не люблю слово «психология» - это что-то для меня не совсем понятное. В общем развивали детей.** Да, будем надеяться. Еще мы планируем садик открыть. Либо попробуем предлагать наши IT-курсы детским садам. Планируем для этого покупать специальную технику. А с какого возраста ребенка можно приучать к компьютеру?** Мой с двух лет за компьютером, а с трех уже во Flash рисует. И понимает, что он делает?** Ну я не скажу, что понимает все сложности, но с моей подсказкой рисует. Flash – это сложная программа, это не Paint. Поэтому с трех лет можно приучать детей к компьютеру. Но тут нужна определенная методика. Мы, в принципе, понимаем, что и как нужно будет делать, поэтому будем пробовать. Ориентир все равно должен быть на маленьких детей, потому что они еще не так школой зажаты и легче раскрываются. А какие есть опасности при раннем компьютерном развитии детей, или это только облегчит их жизнь в будущем?** Исключить человека из среды, в которой он родился, невозможно. Компьютер обосновался прочно в нашей повседневной жизни, поэтому необходимо с самого детства научить ребёнка грамотно ориентироваться в этом киберпространстве, на пользу себе и близким и без вреда своему здоровью. Несмотря на уникальные возможности информационных компьютерных технологий в системе образования, необходимо не только строгое дозирование работы ребёнка за компьютером, но и обязательное дополнение физической активностью. Следует заметить, что IT пока ещё не нашли должного применения в области физического воспитания детей дошкольного возраста. У нас занятия носят модульный характер, соединяют в себе реальную и виртуальную деятельность. В структуре занятий внедрены разнообразные способы физической активности детей. С чего лучше начинать первое знакомство с компьютером малышу? Ведь игрушкам ребенок, в любом случае, научится сам.** Начинать стоит с правильного держания мышки, с правильной постановки пальчиков на клавиатуре. Ведь это моторика. Далее – рисование, обучение чтению, письму. И конечно поисковые системы (чтобы дети младшего школьного возраста смогли уже самостоятельно находить нужную информацию, читать статьи и книги в Интернете). А так нелюбимый многими русский язык – в нашем плане на этот учебный год – обучать детей писать блоги. Им это намного интереснее, но в то же время приучает писать без ошибок. Во всем приходится искать альтернативу. А потом не будет у этих маленьких детей проблемы адаптации к школьной системе, потому что получается, что они из свободного плавания попадают в рамки?** Думаю, не будет. Ведь развитие никогда не мешало учебе. И конечно будем сначала пробовать и смотреть на своих детях. А вы не знаете, как функционируют европейские подобные проекты?** Я не исследовала эту тему. Не потому, что было лень и т.д. Нет, просто есть свои идеи и мысли как работать, и менталитет наших детей отличается от европейского. Поэтому брать пример с Европы не совсем правильно. Но могу точно сказать, что в Америке и Европе есть подобные центры. И родители с удовольствием водят туда своих детей. Они понимают, что за ИТ- будущее. Но нужно знать меру, рамки. Хотя вот в Эстонию нас зовут создавать филиал. Видимо наш центр им чем-то приглянулся.