ЕГЭ по литературе: что повторить, когда до экзамена 5 дней

5 советов от репетитора с большим преподавательским стажем.

20 июня 2018 года московские школьники напишут ЕГЭ по литературе. По оценке педагогического сообщества, данный экзамен давно признан одним из самых сложных в подготовке.

Причин тому несколько:

  1. На экзамене требуется написать в общей сложности пять сочинений разного объема. При этом на весь экзамен отводится 3 часа 55 минут.
  2. Проверяется не только понимание основной идеи и фактическое знание текста (знание сюжета, автора, главных и второстепенных героев, конфликтов, ключевых для понимания эпизодов), но и умение сопоставить текст с другими по схожей тематике или проблеме.
  3. Критерии проверки в этом году были доработаны, в результате чего у экспертов появилась возможность снизить балл за недостаточно полное и глубокое понимание текста. Это, безусловно, осложняет школьникам и без того непростую процедуру сдачи ЕГЭ по литературе и получение высокого балла по этому предмету.

Тем не менее при успешной подготовке в течение года даже в последние пять дней можно успеть, как говорится, встать на подножку уходящего поезда.

Как систематизировать знания и на что стоит обратить внимание в последний момент, «Летидору» рассказала создатель онлайн-сервиса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе Анастасия Овчарова.

Итак, концентрат полезных рекомендаций от репетитора может выглядеть так:

1. Не пытайтесь успеть прочитать то, что по каким-то причинам вами было пропущено

Просто примите тот факт, что на экзамене вы будете оперировать тем багажом текстов, что уже прочитали за годы обучения в школе. Надеетесь ударно осилить в последние дни «Преступление и наказание»? Это лишь отнимет время и загрузит вас лишней информацией.

Доказано, что не проработанный заранее текст только сбивает школьника с толку, вызывая на экзамене поток путаных ассоциаций.

2. Каждый день решайте по 50-100 тестовых вопросов

Они занимают не больше минуты каждый, однако отлично тренируют навык быстро понимать суть вопроса и давать нужный ответ.

Например, в задании «Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в произведении А.И. Солженицына “Матренин двор”» ключевыми станут слова «направление» и «объективным», из которых складывается правильный ответ «реализм».

Кстати, тестовые вопросы в большом количестве можно найти тут.

3. Отрабатывайте сочинения в заданиях 8 и 15 на время

Ставьте таймер на 15 минут (больше времени на экзамене у вас просто не будет) и набрасывайте 5-10 предложений, раскрывающих суть вопроса. Не забудьте про цитату из текста эпизода. Иначе вы не получите баллы по критерию №2 («Привлечение текста произведения для аргументации»).

4. Уделите внимание заданиям 9 и 16

Это краткие сочинения объемом 5-10 предложений, в которых требуется сопоставить данный эпизод с двумя другими произведениями русской литературы.

Напомню, что арифметически высшие баллы за эти два сочинения составляют 20 из 58, то есть примерно треть всех баллов.

Однако именно с этим заданием возникают сложности.

Разберем конкретный пример.

К эпизоду пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» задана тема сочинения (задание 9): «Почему Лопахин не может стать истинным спасителем вишневого сада, и в каких произведениях русской классики изображены герои-предприниматели?»

Сначала отвечаем на первую часть вопроса, формулируя мысль и опираясь на приведенный эпизод, например:

«Лопахин не может стать подлинным спасителем вишневого сада из-за неспособности видеть в окружающей жизни эстетическое, духовное, а не материальное. Для него купленный вишневый сад — это прибыльное предприятие, сулящее в будущем солидный доход, и доказательство собственной успешности, а не нечто прекрасное само по себе, требующее любви и восхищения».

Далее должно начинаться само сопоставление. Для сочинений этого типа есть уникальная формулировка, помогающая перейти от анализа приведенного эпизода к сопоставлению с другими произведениями. Она звучит примерно так:

«На основании ... героя Х можно сопоставить с героем У и героем Z».

«На основании предприимчивости как основы характера и образа жизни его можно сопоставить с Чичиковым, героем поэмы «Мертвые души», и Штольцем, героем романа «Обломов» И.А. Гончарова.

Далее кратко аргументировать свое утверждение (2-3 предложения на каждый аргумент, не больше!)

«Павел Иванович Чичиков хорошо усвоил отцовский урок «береги и копи копейку». Так, показателем предприимчивости героя является эпизод обучения Чичикова в гимназии, во время которого он не только «из данной отцом полтины не издержал ни копейки», но и сумел приумножить скромную сумму. Он, подобно Лопахину, превратил жизнь в планомерное достижение поставленной финансовой цели.

Вторым примером героя-предпринимателя может служить Андрей Штольц. В отличие от Чичикова и Лопахина, этот герой сочетает предприимчивость со способностью ценить красоту и образование, о чем автор говорит в биографии героя, упоминая, что Штольц «искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

Все! Никаких выводов и лишних размышлений.

Очевидно, что для написания этих сочинений вам потребуется хорошая память и умение сосредоточиться на одной сюжетной линии. Учитесь писать такие сочинения за 15-20 минут.

5. Используйте метод «вброса»

Старый проверенный способ, эффективность которого никто не отменял. Этот метод хорошо действует в работе над последним заданием. Основу такого сочинения составляет тезис, идущий в начале и определяющий развитие мысли от абзаца к абзацу.

Соберитесь компанией друзей по экзамену и устройте блиц-опрос: один называет тему сочинения из задания 17, остальные все вместе формулируют к этой теме тезис.

Например, при написании сочинения на тему «Как в пьесе А.П. Чехова “Вишневый сад” раскрывается тема времени?» учащийся обращается к теоретическому понятию конфликта, раскрывая его на социальном и философском уровне.

Тезис к этой теме может выглядеть примерно так:

Одна из главных тем в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» — тема времени и людей, которых «порождает» это время. Автор раскрывает ее на социальном и философском уровне, используя сразу несколько приемов. Он выстраивает систему образов, в которой нет положительных персонажей, и ставит в центр пьесы неразрешимый внутренний и социальный конфликт. Перед героями стоит проблема утраты имения, которую они не хотят, да и не в силах решить.

Формат этого задания предполагает написание объемного сочинения с анализом минимум двух эпизодов для эпического или драматического произведения или трех стихотворений для темы по лирике. Работа в группе при методе «вброса» поможет быстро сориентироваться в творчестве писателя или поэта и отобрать нужные для темы эпизоды или тексты стихотворений.

Подготовка к ЕГЭ по литературе должна носить систематический и вдумчивый характер!

Используя эти советы, каждый школьник сможет структурировать имеющиеся знания и повысить свои шансы получить высокий балл на ЕГЭ.

Фото: Shutterstock.com, visualrian.ru

Семейный гороскоп