Делать уроки сразу после возвращения из школы или же выполнять задания постепенно в течение недели? Своим мнением делятся родители и педагоги. Педагоги, психологи, родители, да и сами дети никак не могут прийти к общему знаменателю, обсуждая вопрос: «Когда и как лучше всего делать домашние задания?». Одни считают, что садиться за уроки нужно сразу же после того, как ученик вернулся с занятий домой (пока в памяти свежи полученные знания). Другие думают, что грызть гранит науки нужно накануне предстоящего урока (чтобы «не выветрились» правила и формулы). Редакция Рамблер/Семьи проконсультировалась с экспертами и теперь готова делиться с вами ценными советами. Все зависит от предмета Редкий родитель устоит перед просьбой ребенка, особенно если он учится в начальных классах, отдохнуть после школы часик-другой. Часто релакс затягивается до позднего вечера, в результате чего домашнее задание выполняется в спешке, причем готовиться приходится к тем предметам, которые предстоит посетить на следующий день, остальное откладывается на последующие дни. Это одна из причин, по которым оттягивается выполнение «домашки». Другая — родители и дети считают, что зубрить параграф из учебника по биологии или решать уравнение по алгебре лучше незадолго до предстоящего урока по данному предмету. Сторонники этой теории считают, что делая уроки впрок, можно за несколько дней забыть выученное. Андрей Сиденко, учитель информатики, абсолютный победитель школьного мастерства России 2013, член Молодежной общественной палаты России рекомендует выполнять задания в том ритме и в то время, когда это удобно ученику. «Здесь должна быть демократия и излишние рекомендации ни к чему. Мои ученики могут присылать домашние задания и в день проведения урока, и в течение всей недели, мы пользуемся облачными записными книжками Microsoft OneNote», – комментирует эксперт. «Лично я с ребенком успеваю делать только то, что задано на следующий день. Но в выходные дни делаем домашнее задание на понедельник и вторник, чтобы разгрузить первые дни недели, — делится опытом Диана Слепицына, ведущий специалист-эксперт департамента коммуникаций Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. — По моему мнению, если есть возможность что-то сделать заранее, то надо использовать эту возможность, потому что бывают очень загруженные дни, и задания делаются «лишь бы успеть», а это неправильно. Ведь понятно, что полезнее делать задание «с чувством, с толком, с расстановкой». При составлении домашнего учебного графика ребенка необходимо учитывать множество факторов. Многое зависит от предмета, к которому предстоит готовиться. «Домашние задания по письменным предметам лучше делать в тот же день, пока еще свежи знания, полученные на уроке. Устную часть лучше учить накануне, чтобы не забыть до урока. Что касается стихов, то их надо начинать учить сразу же после прихода после урока домой и повторять каждый день, тогда они запомнятся как следует», — рекомендует Лариса Дрибас, главный редактор онлайн-журнала для родителей «Школьный звонок». Основатель, директор, консультант по раннему детскому техническому развитию, преподаватель по конструированию Центра робототехники для детей «Эду-Крафт» Екатерина Днепровская советует: «Для начала объясните ребенку, как варьировать выполнение заданий по степени сложности и другим критериям. Также запланируйте сроки, в рамках которых задание должно быть выполнено (например, до 21:00), чтобы у ребенка не было возможности растянуть «удовольствие». Эти навыки используют взрослые при тайминге задач на день. То же самое подходит и детям». По мнению эксперта, желательно выполнять задания порционно. Это связано с тем, что память человека, как оперативная память у компьютера, ограничена. В случае, когда она переполняется, часть информации удаляется или перестает поступать. Нужно время, чтобы материал запомнился. Директор лицея №239: «Школа – это ДНК общества» Что делать родителям, если учитель придирается к ребенку? Просто профи: «Боевые искусства лучше всего готовят к жизни» Помогать или не стоит?Итак, с тем, когда начинать подготовку к уроку, мы определились. Осталось ответить на другие не менее важные вопросы. Какова роль родителей в процессе выполнения ребенком домашнего задания? Нужно ли помогать сыну или дочери? До какого возраста контролировать домашнюю учебу ребенка? Как не навредить, давая отпрыску ценные указания? Старший партнер Консалтинговой группы TCG Олег Макаров категоричен в своем мнении: «Домашнее задание с ребенком лучше вообще не делать. Ребенок должен иметь возможность попросить помощи в том случае, если ему не хватает знаний или информации, но выполнять с ним домашнее задание — прямой путь к тому, что он вырастет беспомощным взрослым». Учитель информатики Андрей Сиденко отмечает: «В начальной школе необходимо помогать ребенку, но не выполнять задание за него. Важно проявлять интерес к тому, что делает школьник, это поможет ему справиться с домашним заданием, а вам – лучше узнать интересы вашего чада. Со временем у ребенка сформируется самостоятельный подход. Важно спрашивать, что нового ребенок узнал на уроке по тому предмету, который является любимым, есть ли идеи для творческого выполнения задания. В то же время необходимо давать ученику возможность принимать решения самостоятельно». Главный редактор онлайн-журнала для родителей Лариса Дрибас соглашается с тем, что ни в коем случае нельзя делать уроки за ребенка или увлекаться подсказками. «Поступая так, мы делаем только хуже. Во-первых, сейчас в школе дети могут делать что-то не так, как учили их родителей. Я, например, была удивлена, открыв учебник по русскому языку для первого класса, в котором учится мой сын. Никаких объяснений в книге не было, все объяснял учитель на уроке, — рассказывает Лариса Дрибас. — Во-вторых, зная, что взрослые помогут, ребенок становится менее внимательным на уроке. А родители потом пытаются все наверстать: и то, что на уроке недополучено, и то, что на дом задано. В-третьих, знания, добытые без приложенных собственных усилий, усваиваются хуже и забываются быстрее». Эксперт называет главную ошибку родителей, которые пытаются помочь ребенку делать домашние задания, — постоянный контроль. «Необходимо приучать ребенка делать уроки самостоятельно и без напоминаний. Особенно если родители работают и поздно возвращаются домой. Приходят они, а у сына или дочери уроки не сделаны. Приходится до глубокой ночи разбираться самим и ребенку помогать. Другая ошибка — отмахиваться от ребенка: мол, делай сам, мы ничего не понимаем. Лучше пойти на хитрость: попросить ребенка объяснить что-то, что вы не поняли или не знаете (якобы или на самом деле — это неважно). Когда ребенок объясняет, он сам начинает лучше понимать предмет», — резюмирует эксперт. Надеемся, наши советы помогут вам и вашему любознательному ребенку эффективно и в срок выполнять школьные задания. Пусть учеба приносит радость!