Для пользы или галочки: зачем детям уроки финансовой грамотности в школе
Разбираемся с экспертом© Depositphotos
В средней школе учителя расскажут о рисках предпринимательской деятельности, денежных мошенниках и многом другом. Чиновники приняли решение не вводить финансовую грамотность как новый предмет, а вести преподавание новой дисциплины в рамках математики и окружающего мира в начальной школе и обществознания, математики и географии — в средней.
Хорошая ли это идея, что уже с 2021-2022 учебного года именно школа будет давать детям знания о том, как распоряжаться деньгами, «Летидор» разбирался вместе с Еленой Провозен, руководителем департамента исследований и разработок MAXIMUM Education (@maximumtestru).
То, чему необходимо учить детей
Эксперты от образования давно поговаривали о том, что учебные программы для школьников не соответствуют тенденциям современного мира и нуждаются в пересмотре. Одной из наиболее удачных идей можно назвать введение курса финансовой грамотности в школах. Ведь современные дети гораздо раньше сталкиваются с необходимостью самостоятельно распоряжаться деньгами (пусть даже и карманными). Кроме того, школьники активно пользуются возможностями всемирной сети, а значит, подвергают себя риску встретиться с мошенниками.
Финансовая грамотность — то, чему надо учить детей (да и взрослых тоже). Вот только формат обязательных уроков вызывает некоторые сомнения. К сожалению, «обязательность» говорит о вынужденной необходимости.
Школы будут вынуждены вводить эти уроки, даже если у них не будет хватать хороших специалистов.
Принудительное введение часов финансовой грамотности — не лучшая практика
Сейчас к переподготовке учителей подходят достаточно формально. Для того чтобы получить новую «корочку», которая позволяет вести уроки финграмотности, достаточно прослушать несколько лекций по теме и затем пройти тестирование, не погружаясь глубоко в предмет.
Это не гарантирует, что педагог разберется в дисциплине на таком уровне, чтобы преподавать ее в рамках школьной программы. К тому же у учителя всегда есть возможность пропустить часы по этой теме и ограничиться формальным заполнением отчетности: на бумаге будет написано, что ученики получают новые знания, на деле — часы, отведенные под новые темы, пойдут на что-то другое.
Выявить недобросовестный подход поможет только проверка, которая покажет реальный уровень финансовой грамотности детей.
Как сделать уроки по финансовой грамотности действительно полезными
Возможный способ реализации курса финансовой грамотности — внедрение его в качестве факультатива. Это бы помогло ученикам не думать по поводу оценки, а действительно с интересом изучать предмет. Тогда и школы бы вводили курс с уже обученными преподавателями и продуманной программой.
Кроме того, формат дополнительных занятий всегда предполагает больше свободы при использовании образовательных техник. Современных школьников сложно заинтересовать классическими лекциями или написанием конспектов. Подготовка рефератов и зачитывание с листа тоже уходят в прошлое. Сейчас в образовании популярна проектная деятельность и совместная разработка какой-либо идеи. Создание проекта в рамках курса могла бы пробудить в школьниках больший интерес к сфере финансов.
С учениками младших классов на таких уроках можно было бы смотреть мультфильмы, играть в Монополию, устраивать финансовые игры.
Чем могут помочь родители
Родители обычно негативно реагируют на любые нововведения, связанные с увеличением часов по школьным предметам. Дети и так перегружены и устают в школе. Они вынуждены не просто осваивать школьную программу, но и готовиться к экзаменам. И это справедливое замечание.
С другой стороны — кто будет заниматься развитием финансовой грамотности, если не школа? Готовы ли такую задачу взять на себя родители? Как показывает практика, все не так просто. Люди снова и снова наступают на те же грабли в отношении финансовых пирамид, телефонного мошенничества и отрицательных кредитов.
Большинство родителей современных старшеклассников росли и учились в то время, когда проблемы невыгодного кредита или похищения данных по банковской карте просто не существовало.
Поэтому взрослые вынуждены руководствоваться или собственным негативным опытом, или информацией из ТВ и интернета.
Мир слишком быстро меняется, а мы лишь пытаемся за ним успеть. Мы не даем рекомендации вовремя, а только решаем уже возникшие проблемы. Чтобы учить финансовой грамотности школьников, мы сами всегда должны быть на шаг впереди.
Фото: Depositphotos, Visualrian.ru