Никаких учебников, только работа «в поле»: что такое проектные школы и почему за ними будущее

Эта методика становится популярной во всем мире. Россия не исключение.
Никаких учебников, только работа «в поле»: что такое проектные школы и почему за ними будущее

Если спросить родителей школьников, как они представляют проектный метод обучения, скорее всего, мы услышим что-то о презентациях и докладах, которые регулярно требуют на уроках. Однако это имеет мало общего с реальной проектной деятельностью.

Что же это такое, как работают настоящие проектные школы и кому они подходят, «Летидор» узнал у директора по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего» Ольги Прудковской (@practicing_futures). Ольга непосредственно участвует в организации таких школ.

Что такое проектные школы

Проектная школа — это образовательная программа, на которую собираются подростки, готовые трудиться над разработкой реальных продуктов для разных отраслей. Например, для разработки дизайна образовательной резиденции или устройства для диагностики болезни Паркинсона.

Работать в команде, проектировать новое, здраво оценивать имеющиеся ресурсы, самому оценивать свои навыки и наверстывать недостающие — всему этому старшеклассник может научиться на проектной школе.

Как попасть в школу и как она устроена

Проектные школы часто бесплатны для участников и проводятся за счет Кружкового движения НТИ, регионов или крупных компаний. Так, Всероссийский проект «Практики будущего» проводит больше 40 школ и хакатонов в год.

Чтобы попасть в школу, старшекласснику нужно пройти конкурс: оцениваются обычно отборочное задание, мотивационное письмо и портфолио достижений.

Заявку подает сам участник, а не образовательное учреждение – для организаторов проектных интенсивов важно отобрать действительно мотивированных участников, а не записных отличников.

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Направление «Агробиотехнологии».

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Направление «Агробиотехнологии».

Владимир Соловьев

Школа длится 2 недели. Дети под руководством наставников — действующих ученых, программистов, представителей органов государственной власти и предпринимателей — работают над конкретными задачами.

Как правило, уже по дороге в школу участник знает, чем он будет заниматься — большими данными или агробиотехнологиями. А вот конкретный проект появляется позже.

Работа на направлении начинается почти сразу после открытия — участники знакомятся с учеными и инженерами, которые приехали делать с ними проекты, с модераторами, организующими командную работу.

Вожатыми тут зачастую работают студенты профильных вузов.

Иногда школы организуют в оборудованных пространствах, но часто это обычные детские лагеря, где на балконе стоит антенна для приема спутниковых данных, в зарослях винограда — лазерный резак, а в холлах – флипчарты и ноутбуки.

Часто у задач есть реальный заказчик. Если он отсутствует, то участники школы сначала анализируют отрасль и разбираются, какие проблемы сейчас перед ней стоят, а потом предлагают технологическое решение.

Например, школьники, изучающие сити-фермерство, предложили конструкцию компактных теплиц, которые можно разместить почти везде.

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Направление «Агробиотехнологии».

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Направление «Агробиотехнологии».

Владимир Соловьев

Результатом работы команды обязательно становится действующий прототип технологического решения — например, работающая программа, электронное устройство.

Решение дети обсуждают с экспертами, защищают — и это гораздо больше похоже на выступление предпринимателя перед инвесторами, чем на выступление школьника у доски, ведь эксперты, как правило, — это именно те люди, от которых зависит дальнейшее развитие проекта.

Участники школы работают над реальными задачами, но в безопасном пространстве

Проектные школы часто не имеют соревновательного компонента, участники не конкурируют друг с другом, наоборот – возникает кооперация, программисты помогают биологам, медики – электронщикам. Но это не значит, что участники школы полностью избавлены от стресса. Скорее наоборот – в проектной школе подростку часто бывает трудно и непонятно.

Кто-то погружается в совершенно новую для него область и за ночь выучивает язык программирования. У кого-то сложности с командой. Кто-то полностью демотивирован после сурового, «взрослого» отзыва эксперта на свой проект.

От участников школы ждут серьезного подхода к работе, даже если после обеда все вместе – подростки и взрослые – играют в снежки.

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Защита проектов

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Защита проектов

Владимир Соловьев

При этом пространство проектной школы, насыщенное трудностями и сложностями, остается безопасным. Любую проблему можно обсудить и найти решение. Подростки рассказывают о своих ожиданиях, планах, сложностях, зная, что их выслушают. Процесс ежевечерней рефлексии некоторых так затягивает, что они продолжают созваниваться командами и направлениями, даже когда разъезжаются по домам.

У подростков появляется реальный шанс создать свой проект

Ребята, у которых в общеобразовательной школе хорошо организована проектная деятельность, приезжают за хорошими идеями и экспертной поддержкой, за проектами, которые можно будет привезти домой, развивать полгода-год и конвертировать в стартап или победу на конкурсе.

Они проверяют, не ошиблись ли с мечтами и целями

Проектная школа — это одна-две недели погружения в определенную деятельность — например, микробиологию. Тут и выясняется, что для кого-то работа в лаборатории – это лучшее дело жизни, а кому-то для нее не хватает терпения, – а ведь оба после школы планировали пойти на биофак.

Старшеклассники общаются со специалистами, примеряют на себя их ценности, образ жизни и гораздо лучше понимают, чему бы хотели посвятить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет.

Образовательный интенсив «Остров 10-22», 2019 год.

Образовательный интенсив «Остров 10-22», 2019 год.

Ирина Абзалова

Дети находят в школе единомышленников

«Своих» опознают по фамилии автора учебника языка Python, по футболке вожделенного вуза, по значкам на рюкзаке. Те, кто считал себя уникальным и одиноким (и еще чуть-чуть лучше, чем одноклассники с их приземленными вкусами), находят столь же уникальных собеседников, членов команды, будущих коллег. К кругу общения присоединяются наставники, пополняются списки друзей в соцсетях, в перерывах, на обеде, вечером за настольными играми идут разговоры о жизни, планах, идеях.

Некоторые участники сознательно используют проектные школы, чтобы собрать побольше визиток и завязать деловые контакты на будущее.

Участники школы сами определяют, что и как делать

В проектной школе много «нельзя».

Нельзя программировать в три часа ночи, потому что тогда не сможешь работать с утра. Нельзя не участвовать в проектной сессии. Нельзя мешать работе других. Плюс действуют обычные ограничения детского лагеря. Завтрак, обед, ужин, отбой, все изо дня в день очень размеренно.

При этом пространство свободы подростка огромно. Проект никогда не делается по предписанной программе, что и как делать — в большой степени определяет он сам. Чем заниматься в свободное время: устроить футбольный матч, позвать всех рисовать на пленэре, достать настольную игру или укулеле, посидеть над разработкой квеста или провести мастер-класс по 3D-прототипированию? Участники проектных школ не ждут, что их будут развлекать, а делятся с окружающими своими интересами.

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Рефлексия направления «Цифровизация»

Подмосковная проектная школа, 2020 год. Рефлексия направления «Цифровизация»

Владимир Соловьев

Они сами создают мир, в который хочется вернуться

«А нельзя ли остаться еще на недельку? Мы и проект бы продвинули, ну и вообще…»

После проектной школы тяжело расставаться. Это мир, в котором школьнику поручают большие взрослые задачи и где со всеми разговаривают одинаково уважительно, мир, где вместе пережито много опасных приключений, о которых потом так интересно рассказывать («и вот перед самой выставкой мы решили перебрать наш беспилотник… и сожгли мотор. И знаете, как мы вышли из этой ситуации?»)

Проектную школу невозможно повторить, туда нельзя вернуться.

Но можно построить вокруг себя кусочек мира, где ценят труд, умения, хорошие идеи, думают о будущем и считают себя вправе влиять на него.

Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ

Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!