Директор московской школы — о том, как должна измениться школа, чтобы остаться нужной ребенку. На форуме «Город образования» директор московской школы «Покровский квартал» Илья Владимирович Новокрещенов рассказал в интервью «Летидору», почему он категорически против действующей системы оценивания, какой экзамен изменит отношение детей к учебе и почему распространённое мнение «в образовании все плохо» — это миф. Илья Владимирович, в каком направлении нужно двигаться нашей системе образования, чтобы дети стали ходить в школу с удовольствием? Так ли у нас все плохо, как принято считать? Я не могу говорить за всю систему образования, так как являюсь директором московской школы. Но если речь идет об образовании в столице — нельзя сказать, что мы где-то отстаем от других стран. Это не так. Я говорю это, руководствуясь не только собственными ощущениями, но и данными независимых международных исследований. По результатам мониторинга общего школьного образования PISA, московская система образования входит в шестерку лучших в мире (по уровню грамотности и уровню математических способностей – прим. редакции). Напомню, что в международном исследовании принимают участие все школьники без исключения, а не только какие-то особенные, отобранные ученики.Столичная система образования развивалась, руководствуясь тремя принципами: формульность финансирования, открытость и принцип ответственной свободы в принятии решений. На практике это сводится к следующему: если образовательное учреждение дает высокие показатели и в его работе нет признаков нарушения закона, то никто не устраивает в нем дополнительных проверок, директору дают большие возможности в выстраивании образовательных траекторий. Но вы же не будете спорить, что какой бы продвинутой ни была система образования в Москве, школа все равно отстает от современных реалий… Если мы говорим о школе как об общественном институте, то да. С появлением интернета произошла революция в образовании. Детям поколения Z трудно объяснить, почему они должны тратить 45 минут своей жизни на объяснения учителя, когда они примерно такую же информацию могут получить из открытых источников гораздо быстрее.Мы сейчас постоянно задаем вопрос: будет ли она существовать как общественный институт? А как вы считаете, будет? Конечно, я стою на позиции, что школа будет существовать. Более того, я уверен в том, что она должна быть в жизни наших детей. Это место, где ребята не только получают знания, но учатся коммуницировать, знакомятся с важными ценностями отечественной культуры, без которых невозможно самоопределение ребенка.Вопрос, который она должна поставить: как остаться нужной каждому ребенку? Это не значит, что обучение сведется к принципу «один учитель – один ребенок». Просто мы предоставим ребятам выбор и в зависимости от интересов объединим их в потоки, команды для решения проектных задач и так далее. Более того — мы уже запустили этот процесс. В 2016 году в Москве стартовал проект «Московская электронная школа». Эта платформа — тот самый инструмент, благодаря которому учитель сможет начать переформатирование образования, прежде всего с изменения понимания своей новой роли и технологий своей собственной работы. Там есть готовые сценарии уроков, педагоги могут обмениваться опытом, активно использовать на уроке возможности современных технологий. Урок стал динамичным, интерактивным, более интересным для ребенка.Есть ли у города достаточное количество кадров, готовых к динамичным урокам в новом формате? Когда наша школа стала участником этого проекта, поначалу я переживал, будут ли у опытных учителей сложности с освоением программы.К тому же интерфейс «Московской электронной школы» очень дружелюбный. Я увидел, что заслуженные педагоги готовы пересматривать свой подход, видя от детей отдачу. А ребята, которые приходят в школу после института, могут быстро встроиться в систему. У нас есть совместная программа с Московским городским педагогическим университетом, когда студенты начинают осваивать новые образовательные технологии, находясь в стенах университета. В прошлом году «Московская электронная школа» была запущена как пилотный проект, а в этом году вышла в режим функционирования.Не боятся ли учителя, что они станут ненужными, учитывая такое обилие современных технологий? Есть учителя, которые думают, что технологии способны их заменить, но это не так. Все новшества идут в помощь педагогу — и применяя их в своей работе, он вновь становится интересным и нужным детям. Но, разумеется, с изменением образовательный среды учитель принимает на себя другую роль. Он больше не транслятор уникального знания, а скорее навигатор, который помогает разобраться в информационных потоках, и интегратор, который открывает для ребенка новые возможности города. А что происходит с системой оценивания в рамках этой новой программы? То, по какому принципу учителя выставляют оценки, сейчас никого не устраивает: ни их самих, ни детей, ни родителей. Скажу радикально: я категорический противник современной системы оценивания. Пятибалльная шкала давно превратилась в трехбалльную. Кол мы не ставим. Двойка — не отметка. Если у человека двойка, значит, он ничего не знает, а мы такой ситуации допустить не можем. Остаются тройка, четверка и пятерка.Но прилежность и качественное образование не синонимы. И первое не всегда свидетельствует о наличии второго. Нам пора прекратить истерику из-за отметок, так как ребенок должен расти сам над собой, а не в сравнении с Сашей или Дашей. Кроме того, современная шкала никак не оценивает умения и личностный рост человека. А именно это, а также метапредметные знания должны стать главным результатом образования ближайшего будущего.Также он не знает, как принимать решения, не понимает, что жизнь не задачка, в ней нет правильных или неправильных решений. Есть последствия, которые нужно учиться предвидеть, просчитывать, чтобы принимать решения не на эмоциях, а рационально. Вот этому всему в школах учат редко. У учителей и директоров пока нет адекватного измерителя этих компетенций.Нет ли каких-то инструментов, которые учителя могут уже сейчас использовать для оценивания этих умений? В мае текущего года 9 директоров московских школ предложили новый проект «#игра2030», который как раз направлен на оценивание различных компетенций.Дети много времени проводят в интернете, в социальных сетях, в играх. И в истории браузера они оставляют цифровые следы, по которым мы можем понять, чем они интересуются. Мы придумали цифровую игру, в которой дети будут выполнять различные задания, а мы сможем отмониторить их «следы» и понять уровень сформированности компетенций будущего. В чем суть этой игры? Мы предлагаем детям объединяться в команды и решать определенные образовательные задачи. Например, губернатору N-ой области необходимо принять решение, строить или не строить гидроэлектростанцию. И детям нужно ему помочь. У них есть определенный набор информации: карта местности, статья в газете, где написано, что село, которое входит в зону подтопления, является важным историческим объектом. Детям нужно изучить эту карту, просчитать, с какой скоростью течет река, какой максимальной мощности можно добиться, какие районы в пойме реки должны быть подтоплены, чтобы построить плотину. Нужно подтвердить или опровергнуть информацию из газеты, просчитав, войдет ли культурный объект в зону подтопления. Чтобы решить этот кейс, ребятам надо объединяться и подтягивать знания из разных предметных областей: географии, геодезии, биологии, экологии, политологии, истории. Умение грамотно писать также пригодится для доказательной базы.Такие задания ребята могут выполнять по Сети, находясь в разных концах страны, а мы, анализируя их цифровые следы, можем отслеживать, как формируются компетенции в процессе обучения. Мы планировали сделать игру экзаменом, но после того, как школьники приняли ее на ура, поняли, что она станет и одной из форм обучения. При этом несмотря на современные it-возможности, учитель все же остается важной фигурой. Не центральной, в центре – ребенок, но очень важной фигурой помощника, советника, навигатора и мотиватора, того, кто в состоянии решить вопросы межличностного общения, неподвластные искусственному интеллекту. Как получается, что образование становится все более открытым и гибким, а претензий у людей меньше не становится? Во-первых, люди в принципе не готовы меняться. Особенно тогда, когда они привыкли чему-то и это привычно дает результат, который устраивает.Во-вторых, мы привыкли все ругать. У нас все плохо в футболе, в здравоохранении и в образовании. Каждый считает себя экспертом в этих областях. Вот у человека голова заболела — разве он обратится ко врачу? Он и так знает, что с ним происходит и какие таблетки ему нужно купить… Через наше образование проходит 100% населения: сначала как ученики, затем как родители. Вблизи всегда видны недостатки, все знают, как нужно сделать конкретно в своей школе. Мнение, что в «образовании все плохо» — это миф. Надо смотреть на ситуацию более позитивно: у нас нет проблем, у нас есть задачи, которые нужно решить. А как быть с тем, что любые инициативы министра образования воспринимают в штыки? Скажем, предложение сделать выпускные экзамены по английскому и истории обязательными. Напомню, что решение о введении ЕГЭ по английскому принимала не Ольга Юрьевна Васильева, оно было сделано раньше, предыдущим министром.Любая аттестация задает сигнал всей системе — люди понимают, к чему нужно готовить нынешнее поколение. Английский язык — ключ к миру. Но чтобы человек не стал космополитом, нам важно укоренить его в традициях. И тут возникает сюжет про историю. Не вижу никаких проблем в этих предложениях. И у системы образования есть время, чтобы подготовить детей к экзаменам, не прибегая к помощи курсов и репетиторов. Что нужно сделать школе, чтобы изменить к себе отношение окружающих? В первую очередь, создавать открытую среду. Родителям и всем остальным должно быть понятно, что у нас происходит. Расскажу простой пример из практики. Когда я пришел в школу, меня довольно быстро назначили заместителем директора. И в 24 года я должен был приходить на уроки учителей с 30-летним стажем и давать советы, как сделать их лучше. Согласитесь, звучит странно?И тогда я сделал простую вещь: я открыл для них все свои занятия. Я попросил председателей методических объединений присутствовать на уроках, а затем вместе с ними обсуждал мои ошибки. С тех пор любой урок, который я провожу, открыт для всех желающих. Кроме того, в школе «Покровский квартал» мы уже три года снимаем и выкладываем на Youtube все совещания. И вопросов ко мне как к директору у родителей стало меньше. Открытость очень важна! Когда люди видят, что происходит в школе, у них не возникает такого негатива, как в том случае, когда система для них закрыта. Фото: Shutterstock.com, www.facebook.com/direktorpk