Ученые выяснили - ребята начинают понимать необходимость защищать тех, кто слабее, уже в раннем возрасте Сразу несколько исследователей из Франции и Швейцарии выяснили, как и когда дети начинают осознавать, что такое равенство и чувство справедливости. Оказалось, что первые признаки понимания этого зарождаются у ребят в возрасте от 5 до 8 лет. Результаты исследования можно найти на сайте Национального центра научных исследований Франции и в журнале Developmental Psychology. Начиная свою работу, ученые понимали, что дети с самого раннего возраста начинают понимать разницу между доминирующими и подчиняющимся индивидами. Тем не менее, им хотелось выяснить, как ребята ведут себя с каждой из этих категорий, насколько осознают необходимость определенного равенства между людьми. Во время первого эксперимента, ученые попросили 173 ребенка посмотреть небольшую пьесу с двумя куклами в роли главных персонажей. В одном из героев, при этом, явно угадывались доминирующие качества, так что его в каком-то смысле можно было назвать «боссом». Затем детям дали по большому и маленькому куску шоколадки и предложили выбрать, кому из кукол они достанутся. Малыши 3-4 лет отдавали большую часть лидеру. К 5 годам эта тенденция сократилась, а в 8 лет большинство детей сделали совершенно противоположный выбор в пользу «подчиняющегося». Второй эксперимент назвали «Парадигма Робин Гуда». В этот раз 132 ребенка посмотрели сценку с тремя героями, которые играли в парке. Доминирующая роль была у одного из персонажей. У него, а также еще у одного «подчиняющегося» было по три монеты, тогда как еще один более слабый в проявлениях характера герой получил всего одну. Затем ученые предложили испытуемым забрать монетку у одного из персонажей побогаче и отдать тому, кто беднее. Результаты оказались схожи с первым экспериментом. Дети помладше защищали собственность лидера. Старшие же (ближе к возрасту 8 лет) оставляли монетку у «подчиняющегося». Интересно также то, что дети постарше, в отличие от младших, часто были готовы объяснить свой выбор. Например, они отдавали предпочтение более слабому персонажу, так как «он менее удачлив, чем другой». В результате исследования ученые предположили, что малыши более зависимы от власти родителей. Обычно они стараются либо заслужить одобрение «лидера», либо не идти с ним на конфликт. Однако желание компенсировать социальное неравенство растет в детях с годами. Чем старше ребенок, и чем больше у него есть друзей, с которыми он любит играть, тем больше он осознает необходимость социального равенства.