Опубликовано 21 октября 2021, 05:00
5 мин.

Что делать, если ребенок не может читать и писать

Рассказываем, почему усиленные занятия не помогут решить проблему
Словесная слепота. Она же дислексия. По статистике дислексия встречается у каждого десятого ученика. При этом о расстройстве обучения мало кто знает. Даже педагогам не всегда понятно, что же такое дислексия и какие дети страдают этим недугом.
Что делать, если ребенок не может читать и писать

© Depositphotos

Как понять, что ваш ребенок дислексик, и что с этим делать, логопеды, педагоги и психологи обсудили на Московском международном Салоне образования 2021.

Что такое дислексия

Логопед, доцент Московского городского педагогического университета Ольга Величенкова, объясняет, что дислексия — это специфические трудности в обучении, которые не связаны со снижением интеллекта, слуха и зрения. Это не болезнь, а особенность психологического развития.

При этом дети без создания специальных условий обучения не могут овладеть чтением и письмом, как их сверстники.

Дислексия вызвана не ленью или отсутствием мотивации — эта проблема связана с индивидуальными нейробиологическими особенностями. Чтобы ребенок начал писать и читать, у него должны «созреть» лобные отделы коры головного мозга. Если формирование психических процессов происходит по другому графику, то это проявляется в неспособности доводить действие до конца, удерживать внимание и последовательность действий. Следствием этого становятся ошибки на письме, а в чтении – угадывания и медленный темп.

Также в основе проблем с письмом и чтением могут лежать и различные трудности в обработке речевой или зрительной, зрительно-пространственной информации. И для особенностей восприятия тоже есть психофизиологическое объяснение. Но чаще всего все эти «отставания» временные.

Что делать, если ребенок не может читать и писать

© Depositphotos

Как определить, есть ли у ребенка дислексия

Предрасположенность к дислексии специалисты могут предположить уже в дошкольном возрасте. Ранняя диагностика крайне важна, уверены эксперты. Если заниматься профилактикой, то получится избежать школьных трудностей или существенно смягчить их.

Именно поэтому, как рассказала Ольга Величенкова, Московский городской педагогический университет совместно с Институтом русского языка им. А.С. Пушкина и Городским психолого-педагогическим центром разрабатывают скрининг, который поможет охватить дошкольников логопедической помощью. Задача скрининга — определить ребят с риском речевых нарушений и выстроить для них адекватное сопровождение образовательного процесса.

Диагностика состоит из двух этапов. Сначала воспитатель заполняет специальный чек-лист структурированного наблюдения. За сложным названием стоит пятиминутная и простая работа, — педагог наблюдает за детьми в игре, на занятиях, на прогулках. Опросники помогают выделить группу риска. На втором этапе скрининга подключаются логопеды — они проводят индивидуальное речевое обследование и при необходимости корректируют программу обучения.

Скрининг разработан для четырех возрастных групп: 3 года, 5, 7 и 9 лет. Речь семилеток особенно важно проверить перед поступлением в школу, а в 9 лет уже отслеживается сформированность начальных навыков письма и чтения.

Пока проект находится на стадии апробации. Со следующего года его планируют запустить в столичных школах и детсадах.

Признаки дислексии

Основными признаками дислексии является нарушение технической и смысловой сторон чтения.

Если школьник читает крайне медленно, допускает много ошибок, угадывает, теряет строку или не может пересказать прочитанное, это может быть симптомами дислексии.

Что делать, если ребенок не может читать и писать

© Depositphotos

Необходимо обращение за диагностикой к специалистам – логопеду и психологу. Однако такие симптомы можно увидеть в школьном возрасте. Как быть, если ребенок еще не читает? Что должно насторожить родителей дошкольника?

Ассоциация родителей детей с дислексией собрала мнения специалистов относительно тех признаков, которые могут указывать на незрелость психофизиологической базы письма и чтения. Их легко заметить в быту:

  • речь развивается медленнее, чем у сверстников;
  • плохо различает и воспроизводит похожие звуки;
  • не узнает слова, которые встречает постоянно (например, вход, выход);
  • проблемы с развитием мелкой моторики (например, с завязыванием шнурков);
  • ребенку не удается держать ложку и пишущие предметы правильно;
  • не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;
  • может игнорировать стоящие слева знаки, буквы и даже страницу;
  • не может правильно в заданном порядке повторить несколько цифр;
  • возникают трудности с запоминанием букв, слов и понятий;
  • ребенок отказывается читать вслух;
  • видит одно, а произносит другое (буквы, слова, цифры);
  • путается во временах года, днях недели или времени суток;
  • трудно ориентируется в понятиях «право – лево»;
  • плохо запоминает стихотворения или таблицу умножения;
  • отвлекается, тяжело сосредотачивается;
  • ему трудно организовываться и соблюдать инструкции;
  • теряет школьные принадлежности и прочие вещи, забывает про задания;
  • на занятиях может выкрикивать ответ до окончания вопроса учителя;
  • перебивает, когда говорят другие, ему трудно дождаться своей очереди.
Что делать, если ребенок не может читать и писать

© Depositphotos

Как помочь ребенку с дислексией

Конечно, мамы и папы, не могут знать все о речевом развитии детей. Если есть сомнения, лучше обратиться к специалисту, и в случае подтверждения дислексии начать корректировать программу обучения.

Логопед – это основной специалист, работающий с детьми с нарушениями чтения и письма, он может уверенно диагностировать дислексию у школьника. Кроме того, родителям вряд ли стоит торопиться учить читать своих чад в раннем возрасте, особенно, если дети испытывают трудности и не проявляют к чтению интереса. Лучше проконсультироваться с логопедом, который определит готовность к чтению у дошкольника.

Если нарушения есть у школьника, то стоит привлечь к коррекции не только логопеда, но и педагога ребенка.

Здесь, к сожалению, есть риск столкнуться с непониманием со стороны школы. Педагоги нередко списывают отставание ребенка по программе на лень или нежелание учиться, и это большая проблема. В начальных классах для детей учеба в новинку и, если первоклашки отказываются ходить на занятия и выполняют домашнюю работу без удовольствия — скорее всего они сталкиваются со сложностями, им тяжело психологически. Задача учителя — поддержать и помочь, чтобы трудности с чтением и письмом не стали непреодолимой преградой на пути ученика к успеху.

Психолого-педагогический консилиум школы (логопед + психолог + учитель) может рекомендовать ребенку дополнительные занятия с логопедом или психологом. Если 2-3 занятий в неделю недостаточно или требуется длительная помощь на всей ступени обучения, родителям порекомендуют обратиться в Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). У родителей есть возможность самостоятельно записаться на ПМПК на сайте или по телефону: комиссия попросит предоставить необходимые документы и письменные работы ребенка, после чего учебное заведение получит рекомендации по адаптации программы обучения.

И тогда школьнику предоставят не только больший объем помощи, но и особые условия оценивания.

Основными источниками этой помощи являются школа и психолого-педагогические центры. Они есть во всех регионах страны. Например, Городской психолого-педагогический центр Москвы проводит консультации и занятия абсолютно бесплатно. В Москве таких мест 37 — от Зеленограда до Щербинки.

Чем раньше выявляются особые образовательные особенности ребенка, чем раньше начинаются занятия с логопедом и психологом, тем легче пойдет обучение и меньше трудностей, в том числе психологических, возникнет у школьника. Дислексия — это проблема, с которой можно справиться!

Фото: Depositphotos