Разбираемся в теме, болезненной для многих детей, родителей и учителей. О проблемах нужно говорить открыто. Пожалуй, это главный совет, который мы можем дать друг другу, обсуждая темы расизма и ксенофобии. Нам, взрослым, надо открыто признавать существование этих проблем и научиться рассказывать о них детям. Российское государство испокон веков представляло собой страну многонациональную — с разными культурами, религиями и традициями. Говорить об этом нужно чаще, чем два раз в год — 12 июня и 4 ноября. А сказать, что на пути становления этого государства не было проблем и мы все жили счастливо и дружно, — значит солгать детям. Но прошлое, к счастью, нас не определяет, а только дает примеры, которые помогут нам выстроить наше настоящее. Тема толерантности и этнического разнообразия России уже давно входит в школьную программу. Другой вопрос — как она входит. Воспитание гражданственности (а вопрос многоэтничности находится именно в этом поле) не может превращаться в набор абстрактных ценностей, которые детям спускаются сверху. Толерантность не предполагает навязывания, она предполагает воспитание уважения.Но это все далекая теория. А реальность такова, что вы — родители — и ваш ребенок снова услышали в своей адрес нечто обидное и посвященное вашей национальности. Даже если ваш ребенок русский. Простите за параллель, но белый расизм — такая же острая тема, как и черный. Итак, у нас есть мы, система образования и наш расстроенный ребенок. Что будем делать? Совет «звонить в школу и устраивать тарарам» оставим на потом. Но да, в этой статье такой совет тоже будет. Сейчас вам важно объяснить ребенку, что его вины в произошедшем нет. То, как ведут себя другие люди, не может быть полностью нам подконтрольно. Да, своим поведением мы можем провоцировать как положительную, так и отрицательную реакцию, но исход никогда не гарантирован. В этом сложность социальный взаимоотношений.Если этого не сделать или отмахнуться фразой «не слушай дураков», эти абстрактные «дураки» могут победить в эмоциональной схватке за спокойствие. Их родители, возможно, тоже не планируют обсуждать столь важные вопросы, как национальность и расизм, думая, что этому научат в школе или «такое моему даже в голову не придет». Говорите! Есть стереотип, что последнее, что интересует подростков, — это беседа с родителями. А вот и нет. Даже если ваш Гриша 13 лет или Зура 15 лет не заводит разговоры на подобные проблемные темы, сами найдите способы их обсудить.Спросите своего подростка, что он/она думает о проблемах. Расскажите ребенку, что его национальность — это повод для гордости. За страну, за регион, за историю, язык, традиции, выдающихся деятелей. Национальность — это часть нашей идентичности. Сложные эмоциональные реакции, спровоцированные травлей за внешность, имя или традиции, могут повлиять на восприятие ребенком себя самого в целом. «Я не такой, я плохой», «Я неправильный, ненавижу себя» — такие слова могут быть следствием поврежденной личной идентификации. «Национальные ценности, общественные идеалы и нравственные принципы — это фундаментальные и общеразделяемые представления россиян, выстраданные и выверенные за века отечественной истории, без которых нельзя представить себе российский народ»,— пишет историк, этнолог Валерий Тишков в книге «Мы – российский народ» Посмотрите вместе с ребенком национальные сказки, попросите бабушек и дедушек рассказать что-то о традициях, вместе приготовьте национальное блюдо, сходите на виртуальную или реальную выставку регионального художника. Интегрируйте ребенка в национальную культуру, показывая, как велико ее разнообразие.Выстраивайте рассказ на выделении уникального, не противопоставляя субъективных «хороших» и «плохих», иначе эта статья уже понадобится родителям других детей. Расскажите ребенку, что его право — открыто утверждать, что он гордится своей национальностью. Попытка развести «внутреннюю гордость» с внешними проявлениями идентичности может приводить к кризисам и психологическим проблемам. Стесняться говорить о том, какой вы национальности, нельзя. Пусть школьник гордится, что он принадлежит к определенной культуре и при этом хорошо говорит, пишет и учится на языке другого народа. Если у ребенка проблемы с русским или иным языком, который превалирует на территории, где вы проживаете, помогите ему лучше изучить его. Это не предательство родной культуры, это включение в российский (а не русский) культурный код. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов…» — написано в Конституции Российской Федерации.Слово «нет», жесткое определение границ. Школьник должен знать, что на оскорбление в свой адрес он должен жестко и четко сказать: «Прекрати. Мне это не нравится. Я горжусь, что я …» В детстве нас учили не обращать внимания, подкрепляя этот совет тезисом «и тогда отстанут». Нет, не отстанут, и — да, надо защищать личные границы. Устраните потенциально вызывающее поведение Мы все понимаем, что наши дети самые лучшие и никогда не могут быть виноваты в конфликтной ситуации. Обязательно уверьте в этом ребенка, успокойте его (вы не педагог, вы родитель!). Вникните в конфликт и проанализируйте, в какой момент все пошло не так. Вызывающее поведение может быть причиной расовых конфликтов в школьной среде. Другое дело — что именно считать вызывающим поведением.Давайте подойдем к этому с формальной точки зрения. Расовое преследование — это: • физическая атака, угроза получить травму, злоупотребление имуществом; • наименования, призывающие к агрессии или высмеивающие людей определенной идентичности; • провокационное поведение (преследование или игнорирование); • оскорбления, оскорбления, угрозы — в устной или текстовой форме, в социальных сетях; • отказ в участии в каком-либо общем мероприятии из-за национальности; • появление с расистскими надписями или картинками; • книги, листовки, значки или граффити оскорбительного содержания; • поощрение других к расизму. Замечено подобное поведение? Смотрите следующий пункт.Но пока ваша задача — рассказать ребенку об уважительном отношении к другим национальностям без предрассудков и просьб. Без «ну потерпи», «они не понимают» и «они все глупые». Исключите превращение защиты в нападение ребенка на своих обидчиков. Уважение и рациональное поведение — это базис, а не надстройка. Будьте примером Начните с себя. Живите в согласии с другими людьми. Обсуждать важность различий необходимо, но моделирование этого сообщения еще более важно.Оцените свой круг общения или убеждения, которые у вас есть в отношении определенных групп людей. Учтите, что не быть расистом, но быть, например, сексистом, — это уже проигрыш. Вы избрали путь уважения, следуйте ему во всех проявлениях идентичности.Если вы сначала говорите, что девочки и мальчики равны», а потом отказываетесь учить сына готовить, потому что «это занятие для девочек», какое истинное сообщение вы отправляете? Лицемерие. Займите позицию, сделайте что-нибудь, будучи свидетелем несправедливости. Бросайте вызов фанатизму, расизму, стереотипам. Нейтралитет перед лицом оскорблений и фанатизма оправдывает эти общественные пороки. Развивайте общую уверенность ребенка в себе Иногда оскорбления на почве национальности накладываются на общую позицию жертвы, низкую самооценку и подавленное чувство собственного достоинства. Самый простой путь исправить ситуацию — позволить своему ребенку уважать себя за определенные навыки и таланты, развивать сильные стороны, гордиться успехами. Работайте со школой и сообществом Обращайтесь к классному руководителю сразу же, как случился инцидент. Не надо ждать ситуации, когда оскорбления будут систематическими, не нивелируйте проблему. Если ребенок вам о ней сказал (а дети, если вы заметили, чаще молчат, чем жалуются, когда их обижают), значит, она есть и она серьезна.Можете даже принять участие в его организации. Покажите ребенку, что вы являетесь частью школы — частью школьного сообщества, тогда у него пропадет страх перед далеким и оторванным от семьи зданием. Если учитель или воспитатель продолжает поощрять (или игнорирует) ситуацию и решение проблемы ограничивается вашими личными действиями, не стесняйтесь идти выше — к директору. Нет результата — идите еще выше. Поощряйте активность. Будьте заинтересованным менеджером в этом вопросе, продвигайте в своем, взрослом, сообществе идеи, которые небезразличны подростку. Сын расстроен дискриминационным обращением со стороны региональной фирмы? Сделайте предложение написать вместе письмо с жалобой или запустите акцию бойкота в социальных сетях. Говорите! Когда молодые люди знают, что у них есть реальный голос в сообществе, они будут бороться за свои права и научат этому других. Если вы учитель, не сидите сложа руки. Если вы учитель, расскажите учащимся, что вы думаете о расе и равенстве. Успешные учителя не боятся преподавать ценности сообщества; они не равнодушны. Для учащихся важно смоделировать видение морально правильного поступка. С расизмом мало двусмысленности — преднамеренная или непреднамеренная дискриминация человека или группы по признаку расы или культуры противоречит закону. Попробуйте моделирование и ролевые игры, в которых учащиеся могут приблизиться к взглядам других. Но примите во внимание тот факт, что некоторые из учеников смогут выйти из роли в конце урока. А вот любой представитель меньшинства не уходит от проблем со школьным звонком, а живет с ними 24 часа в сутки.Делайте это тактично, чтобы позволить ученику самостоятельно устранить ущерб: «Сережа, я знаю, что ты не разделяешь подобные взгляды. Проверь еще раз свое утверждение: есть ли что-нибудь, что можно было бы расценить как неуважение к другой национальности?» Используйте пособия, раскрывающие историю многонациональной России в ретроспективе построения этой общности. В корпорации «Российский учебник» вышла книга академика Валерия Тишкова «Мы – российский народ». И вот как комментирует сам автор сложный процесс процесс преподавания многонациональной истории и культуры в школе:_«Эффективность зависит от подхода. Рассказать обо всех (нациях – прим. ред.) в отдельности – не то же самое, что рассказать об общей истории. И второе видится мне фактором куда более важным. В книге уделено основное внимание не столько многонациональности, особенно в плане существующих этнокультурных и других различий между россиянами разной этнической принадлежности, сколько об общности. Об общем представлении об Отчизне и гражданстве, начиная с «гражданина Минина и князя Пожарского», защищавших общее в их представлении Отечество от иноземцев. Об общих усилиях по освоению и развитию огромного Евразийского пространства нашей страны людьми разных культурных традиций, языков и вероисповеданий, об общих драмах и победах, включая и Великую Победу 1945 года». _ Обязательно отмечайте общие достижения. Приводите примеры из истории и литературы. Российскую культуру, как и историю, создавали люди по всей стране и разной национальности. Л.Н. Толстой писал о русском народе, о великом подвиге, который он совершил вместе с представителями других народов во время Отечественной войны 1812 года. Этот же подвиг воспел и М. Ю. Лермонтов в поэме «Бородино».Повесть Толстого «Хаджи Мурат» — сочинение, где главный герой — это горец, скорее всего чеченец. Н.В. Гоголь писал на русском и на украинском языках, и его можно считать как русским, так и украинским писателем. Когда он создавал свою повесть «Тарас Бульба» о борьбе россиян против поляков, русские и украинцы были одним народом. Поэтому Тарас Бульба и говорил: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей», или «Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество!». Будьте готовы к тому, что ситуация не изменится за один разговор Тема национальной неприязни крайне сложная. Решить ее даже на государственном уровне затруднительно. Но у вас есть преимущество — вы контролируете среду, в которой происходит конфликт. Подумайте вместе с учителями и другими родителями о том, что вы можете сделать совместно, чтобы жизнь всех детей стала комфортнее. Мы все избегаем таких разговоров в школах и дома, так как это может привести нас к проблемам, с которыми мы не готовы работать. Часто говорите о расизме — вас обвиняют в создании проблемы из ничего, не обращаете внимание — рискуете потерять уважение друзей и коллег. Мы настолько боимся показаться «не такими» в глазах других людей, что сознательно ограничиваем конструктивные возможности говорить о расе, религии, культуре, гендерных проблемах.Добросовестно и заботливо выстраивая разговор, мы ослабим страх говорить, и с этим придет понимание необходимости и вектора перемен. Эти разговоры редко бывают легкими, иногда у нас нет ответов. Но у нас есть время, терпение и желание помочь нашим детям вырасти во взрослых, которые ценят и уважают культурное и национальное разнообразие. Фото: Depositphotos Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!