• Мнение эксперта

Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Валентина СорокаПсихолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"»
Почему ребёнка нужно учить читать и писать одновременно

Оказывается, позиция взрослых «главное, чтобы дошкольник знал все буквы и умел читать, а писать его в школе научат» — не совсем верная.

Психолог и логопед проекта «Профориентация для школьников "Кем стать"» Валентина Сорока объясняет, почему так важно учить ребёнка письму и чтению параллельно.

Большинство родителей, которые приходят на консультацию логопеда, считают, что умение читать относится к устной речи, а умение писать связано с речью письменной. На самом деле в понятие «письменная речь» входит и чтение, и письмо. Они очень тесно между собой связаны.

Чтобы ребенок получил полное представление о речи, он должен услышать звук, увидеть, какой буквой он обозначается на письме, и написать эту букву. Затем научиться соединять буквы в слоги, слоги — в слова. И наконец — прочитать то, что он сам написал.

Для нас с вами письмо не кажется чем-то сложным. Взяли ручку — и написали, и никто никогда не задумывается, как происходит этот процесс.

Для детей буква со множеством элементов, которые по-разному располагаются в пространстве, — космос.

Представьте, что происходит за доли секунды:

  1. Ребенок слышит звук;

  2. Он должен отличить его от других;

  3. Вспомнить, какой буквой он обозначается;

  4. Вспомнить, как она пишется (то есть перевести звуковой сигнал в графический символ);

  5. Синхронизировать действие мышц руки (крупная и мелкая моторика) для написания буквы.

Всего одной буквы!

В процессе этой работы задействованы зрительный, слуховой, тактильный и тактильно-вибрационный анализаторы.

Активизируются:

• мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

• зрительная, слуховая и механическая память;

• зрительное слуховое и тактильное восприятие;

• внимание.

То есть — все познавательные функции.

Нужно ли говорить о том, как влияет развитие памяти, внимания, мышления на успешность школьного обучения?! Поэтому к обучению нужно подходить ответственно.

Хорошо, когда этим занимаются профессиональные педагоги, но если вы сами решили учить ребенка читать и писать, то постарайтесь избежать нескольких распространённых ошибок.

Три основные ошибки при обучении чтению и письму

1.Родители учат с детьми название букв, а не звуков

Называйте звук (буква «л», а не «эль»; буква «т», а не «тэ» и так далее). Так вы научите ребенка правильно слышать звук и отличать его от других. А это основа для будущего правильного чтения и грамотного письма.

2.Родители не акцентируют внимание, если ребёнок читает слово побуквенно

Думают, что так и должно быть. Неправильно, когда ребенок читает М. А. М. А. Правильно — МАМА.

Учите детей сливать буквы в слоги, а слоги объединять в слова (МА-МА — МАМА).

3.Родители учат детей писать не печатными, а прописными буквами

Правильно — учить писать только печатными буквами. В возрасте 5-6 лет у детей ещё не так развита мелкая моторика, чтобы выводить красивые прописные элементы. А письменные буквы ребёнка научит писать учитель в школе.

Помните: учить легче, чем переучивать.

И если вы не уверены в своих силах, лучше хотя бы проконсультироваться у специалиста.

Фото: Shutterstock.com

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также