Простые и доступные каждой маме. Любая семья мечтает, чтобы их малыш заговорил как можно раньше. О том, как помочь ребенку овладеть навыком речи и что можно сделать дома, чтобы ускорить этот процесс, «Летидору» рассказала логопед, специалист по проблемам обучения в Exupery International School Алина Малошик.Начинать никогда не рано О развитии речи можно и нужно говорить уже начиная с раннего младенчества. Ведь система речи формируется задолго до того, как ребенок начинает произносить первые осмысленные слова. В развитии речи важны интонация, жесты, контакт глаз, прикосновения, улыбка.Поэтому заниматься развитием речи можно и нужно уже с пеленок. Речь каждого ребенка должна проходить через такие этапы, как гуление (с 2 месяцев), лепет (около 6 месяцев), так называемая экспрессивная речь ребёнка. Вялость или отсутствие этих этапов должны насторожить и послужить поводом обратиться к педиатру. Если вышеуказанные этапы были своевременными, то формирование речи постепенно переходит к слогам, словам и предложениям. Когда малыш пробует свои силы в слогах, стоит начать обучение с простых, односложных слов, привязанных к ситуациям и интонациям: «бах!» (если что-то упало), «ах!» (выражение удивления) и прочих. Наравне с этим можно переходить к звукоподражанию, озвучивать животных. К году ребенок вполне может освоить, что кошка говорит «мяу», корова — «му-у», поезд — «ту-ту», а машина — «би-би».Умерьте красноречиеКогда ребенок начинает осваивать речь, родителю или тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени, стоит использовать правило: обращаясь к ребёнку, говорить на одно слово больше, чем говорит ребенок, чтобы не перегрузить его избыточным красноречием.Например: «мама спит», «пойдём гулять», «брат отдыхает», «ужин готов». Соответственно, если ребёнок уже научился складывать слова в словосочетания, то родитель в своём обращении использует уже предложения из трёх слов. Разговаривая с ребёнком таким образом, мы доступным ему способом помогаем быстрее освоить речь и начать говорить. Конечно, маме в декрете порой очень хочется пообщаться, и она часто изливает свой поток красноречия именно на ребенка, описывая ему окружающий мир. Это не плохо. Однако с длинными и красочными описаниями, сложными словами и выражениями в этот период времени лучше быть осторожнее. Избыточная, перенасыщенная материнская речь, обращенная к ребенку, может затормаживать развитие речи, поскольку детская психика не справляется с таким объемом информации. Поэтому упрощение речи необходимо для того, чтобы ребенок мог понять и повторить. При этом взрослые в присутствии ребенка могут говорить, как они хотят, но обращение к ребенку лучше подстраивать под язык, понятный и доступный ему.Покажите ребёнку силу слова Покажите ребёнку практическое применение речи. Например, как при помощи слов мы можем влиять на людей.Например, если ребенок подходит к сидящей маме, чтобы она пошла за ним, ему достаточно потянуть ее за руку, чтобы мама встала и послушно пошла вслед. Лучше в такой ситуации побудить ребенка сначала озвучить свое желание, сказать «иди!» или «пойдем!», а только потом уже сразу же встать и пойти за ним. Такая мгновенная реакция мамы покажет ребенку магию слова, а также связь слова и действия.Занимайтесь развитием не только мелкой, но и крупной моторикиО важности занятий мелкой моторикой для развития речи сегодня знает практически каждый: шнуровка и лепка, сенсорные коробки и мозаика, — этих занятий и развивающих игр, стимулирующих речевые зоны мозга, у ребенке в избытке. Но помимо этого речь стимулируют занятия спортом, прогулки, музыка и танцы. Последние, кстати, влияют на развитие моторного планирования — понимания человеком того, что говорить дальше, умение связывать между собой части речи и предложения.Да и в целом для психического и когнитивного развития ребенка спорт, балет, танцы полезны. Каждый новый навык запускает и формирует новые нейронные связи в мозгу у ребенка, а результат этого положительно сказывается на речи. И, конечно, помним про занятия сенсорной интеграцией, занятия на развитие психических функций мозга (памяти, внимания, воображения, мышления, восприятия) и пальчиковую гимнастику, когда весёлый ритмичный стишок накладывается на движения пальчиков. Пойте Если кажется, что ребенок недостаточно быстро осваивает речь, подключите упражнения на мелодику речи. Чаще пойте, обращаясь к ребенку, выпевайте слова. Пойте частушки, играйте в ладушки.Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут наладить процесс развития речи. Доверяйте интуицииВсем ли детям в тот или иной момент нужен логопед? Для коррекции речи логопед нужен не всем, но логопед занимается не только коррекцией нарушений, но и развитием лексико-грамматических конструкций, развитием связной речи, профилактикой нарушений письма и чтения, развитием фонематического слуха, развитием когнитивных функций мозга и многими другими полезными вещами. Когда идти к специалисту? Если у мамы есть сомнения в том, насколько правильно развивается речь ребенка (даже если никто, кроме нее, эти сомнения не разделяет), лучше сходить на консультацию к логопеду. Развивайте фантазию Поощряйте детей рассказывать и сочинять разные истории: озвучивайте игрушки, придумывайте вместе с ребенком тайную жизнь личных вещей (рюкзачка, домашних тапочек, зубной щетки, кухонной утвари). Чаще играйте в игры «а что если», предлагая ситуации, которые можно развить в истории: а если бы люди умели летать? А если бы животные могли говорить? А что было дальше в этой сказке после того, как мы ее дочитали? Все это позволяет эффективно развивать речь.Говорите и слушайте Разговаривайте с ребенком, задавайте ему больше вопросов, уберите подальше смартфон, планшет и выключите телевизор.Даже если мама работает, то лучше провести с ребенком один качественный час перед сном, поговорив, расспросив друг друга, почитав сказку, чем быть рядом весь день, не выпуская из рук телефон. Будьте последовательны Как и в любых других занятиях, ключ успеха к развитию речи — это регулярность. Заброшенная на дальнюю полку сенсорная коробка и одна полузабытая потешка вряд ли принесут существенную пользу. Поэтому важно заниматься немного, но ежедневно: можно варьировать между собой разные занятия, держать на видном месте инструменты для развития мелкой моторики, чаще разговаривать друг с другом. Если на каком-то этапе понадобилась коррекция специалиста, нужно помнить о том, что разовый визит — не панацея и, чтобы добиться результата, придется регулярно выполнять домашние задания логопеда. Помните, что если вас что-то беспокоит, не стоит думать, что это когда-то «пройдет само». Вместо того, чтобы искать правильный ответ на форумах и в блогах, имеет смысл сразу обратиться к профессионалу. Фото: VOSTOCK