Педагог и психолог Светлана Пятницкая рассказывает о простых играх для развития воображения. К 2,5-3 годам в игре ребёнка появляются воображаемые предметы. Наверняка вы видели, как палочкой трёхлетка кормит куклу, измеряет температуру, нанизывает на неё листья, будто это не палка, а шампур. Любой предмет может внезапно оказаться чем угодно, ведь всё зависит от заявленной игровой ситуации. Так, стул в игре-путешествии может быть частью пещеры, вагоном поезда, лошадкой. Показывайте, что один предмет можно использовать в разных играх Стимулом для начала игры младшего дошкольника служат предметы, которые он видит вокруг. Если вы гуляете в парке, ожидайте приготовления обеда из шишек. Выпало много снега? Быть стройке! Поскольку воображение малыша связано с обыгрыванием предметов, то и основное развитие этого познавательного процесса может осуществляться через обыгрывание. Важно, чтобы ребёнок видел различные способы использования одних и тех же предметов. К сожалению, зачастую дети усваивают один из увиденных игровых штампов и применяют только его. Расчёсывают и заплетают гриву пони, а беби борна кормят из бутылочки и сажают на горшок. Раннее действие по шаблону буквально сковывает фантазию ребёнка. Если не обращать на это внимания, в дальнейшем это может тормозить развитие воображения. Игры для детей 3 лет «Что это такое» Используйте игру «Что это такое?», чтобы помочь перейти к творческому обыгрыванию предметов. Подберите те из них, что не имеют фиксированного предназначения: кубики, палочки, коробки. Покажите их малышу и предложите ответить, что это такое. Придумайте, во что с этим можно играть, чем этот предмет может быть в игре (допустим, кубик — кусок мяса или мыла, котлета, домик). Проведя игру несколько раз, вы увидите, насколько разнообразнее становятся представления и насколько свободно проявляется фантазия ребёнка. «Игра наоборот» Предложите придумать, какие предметы можно использовать вместо: ложки для куклы, кровати, машины. Это поможет шире использовать возможность воображения замещать одни предметы другими.Игры для детей 4–6 лет В 4-6 лет широчайший потенциал для развития фантазии и творчества предоставляет сюжетно-ролевая игра. Теперь пятилетка не только воображает вместо одного предмета другой, но и себя видит то путешественником, то спасателем. Выполнение роли в игре требует от него сложнейшей деятельности воображения: нужно хорошо представлять, какие действия совершает его «герой» в тот или иной момент, планировать его дальнейшие поступки, направлять развитие игры в целом, исходя из сложившейся ситуации. Сюжетная игра увлекает ребёнка и создаёт богатый эмоциональный настрой, необходимый для творчества. Разыгрывайте сказки Стремитесь к тому, чтобы значительное место в разнообразных играх дошкольника занимали творческие. В них дети сами организуют, планируют и направляют игру. Особенно полезно разыгрывать знакомые сказки. В этом случае у ребёнка возникает необходимость представить себе сказочную ситуацию, вообразить фантастические действия героев. Если он справляется с этой задачей,предлагайте придумать и разыграть самому, что случилось с героями сказки до или после знакомого сюжета.Игры для детей 5-7 лет Для развития подвижности образов у ребёнка 5-7 лет, а также умения отступить от шаблонного решения предлагайте ему следующие игры: «Закончи изображение» Каждому игроку дают лист, где нарисовано разное количество кругов, квадратов, прямоугольников (начинайте с трёх). За 15 минут (а затем 10 и 5) игрок должен дорисовать карандашами к каждой фигуре всё, что хочет, но так, чтобы получились предметные изображения (круг: обруч, кольцо, колесо, часы, пуговица). Выигрывает тот, чьи рисунки получились наиболее оригинальными. «Волшебный мешочек» В непрозрачном мешке лежат объёмные геометрические тела (куб, шар, конус, цилиндр, пирамида). Каждый участник достаёт предмет и называет, что это может быть. Например: шар — яблоко, апельсин, мяч, глобус, арбуз. Усложнение: игрок загадывает описательную загадку и отдаёт разгадку тому, кто её отгадал. «Удивительные кляксы» До начала игры изготовьте несколько клякс: на середину листа бумаги вылейте немного краски, сложите пополам. Разверните лист и начните игру. Каждый участник говорит, что он видит в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов. По аналогии во время прогулки ищите существа в облаках, лужах, тенях.«Дружная сказка» Если семилетка всё время меняет замысел по ходу деятельности, включайте его в игру «Дружная сказка». Каждый участник по очереди говорит несколько предложений. Взрослый может направить развитие сказочного сюжета, помочь завершить задуманное. Придумайте название, нарисуйте иллюстрации, подпишите текст, объедините в книгу и поделитесь ею с друзьями. «На что похоже?» На листах изображены ломаные линии разных очертаний, дуги, геометрические фигуры. Лист можно поворачивать любой стороной. Задача игрока — назвать, на что похожа фигура (трапеция — абажур лампы, цветочный горшок, сумка). После первого кона листы перемещаются по кругу. Повторяться нельзя. Впереди праздники, во время которых вы сможете встретиться и поиграть большой компанией. Воображайте и фантазируйте вместе с нами!