«Летидор» выделил 7 принципов легендарного педагога с примерами того, как их можно внедрить в повседневную жизнь. О педагогической системе Монтессори знают все, кто интересуется детским развитием. Постулаты воспитания выведены итальянским доктором Марией Монтессори ещё в прошлом веке, но популярны до сих пор. Для любого детского центра приписка «Монтессори» в названии — беспроигрышный маркетинговый ход. «Летидор» выделил 7 принципов легендарного педагога с примерами того, как их можно внедрить в повседневную жизнь. Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами Ребёнок сам себе учитель В центре системы — ребёнок с его врождёнными навыками познавать этот мир, своими пристрастиями. Родителю отведена роль пассивного помощника. Он не транслирует знание о мире, а скорее помогает его получить, активизируясь, когда это действительно необходимо. Дайте ребёнку самому выбрать себе занятие по вкусу. Наблюдайте за его уникальными способностями, смотрите, что вызывает у него любопытство, что он любит, к чему тянется. Уважайте его выбор.Своим поведением взрослые закладывают фундамент будущей личностиС первых дней малыш воспринимает окружающую реальность. Ребёнок развивается очень активно, а его формирование напрямую зависит от того, что происходит вокруг. Детский организм, в отличие от взрослого, непрестанно преобразуется, проходя череду сензитивных периодов (время особой восприимчивости к различным видам деятельности и способам эмоционального реагирования). Согласно исследованиям доктора Монтессори, каждому возрасту соответствует период, когда тот или иной навык усваивается наиболее активно. Поощряйте пытливый ум своего малыша, ведь до 6 лет он впитывает всё как губка. Именно в этом возрасте дети учатся без усилий и просто вбирают в себя необходимые знания и навыки. До 6-7 лет закладываются все основные принципы развития ребёнка, складывается его характер. Американская мечта: мой сын учится в Elementary school Ребёнку необходимы свобода и самостоятельность Ребёнок постепенно перестаёт нуждаться в опеке взрослого. Важно быть готовым самоустраниться, если ребёнок справляется сам. Разрешите чаду исследовать дом и улицу. Конечно, только в рамках безопасности. Поощряйте независимость в обучении. Контролируйте мягко и незаметно.Подготовленная среда — изучаем мир своими руками Дайте малышу как можно больше возможностей изучать предметы с помощью рук. Желательно, чтобы все предметы были настоящими: стакан с водой, столик, растения (всё необходимых для малыша размеров, но настоящее). Это необходимо для того, чтобы он изучал предметы самостоятельно и мог исправлять свои ошибки. Так, опрокинутый стакан с водой подскажет ему, что нужно вытереть жидкость, чтобы не промочить одежду, и послужит хорошей основой приучения к порядку. Все предметы можно разложить в доступных для ребёнка местах, например, на нижних полках шкафов, чтобы ваш малыш мог до них легко добраться и пустить в ход. Личное пространство и личное время Не прерывайте ребёнка в его занятиях. Позвольте ему закончить своё дело и самостоятельно определять свои ритмы. Пусть он сам выбирает, сколько ему заниматься тем или иным делом: полчаса, час или два, одному, с преподавателем или с кем-то еще. Ваш сын или дочка таким образом научатся получать удовольствие от любого процесса работы. Взрослые несут ответственность за те ценности, которые транслируют детям Воспитывайте своим примером. Помните, ребёнок в первую очередь копирует ваше поведение. Вовлеките его в игру, мотивируйте, помогите ему с интересом познавать жизнь. Устройте мастер-класс! Будет здорово увлечь ребёнка «общественно-полезными» вещами: помыть фрукты, убрать одежду в шкафчик, полить цветы и т. д. Занятия должны быть легкими и посильными для его возраста и прекрасно будут развивать навыки координации движения, внимательность, чувство порядка и способность заботиться о других. Позвольте ему чувствовать себя взрослым и ответственным.Смена фокуса: главный — ребёнок Взрослый должен сознательно отказаться от своих ожиданий и представлений, идеи лепить ребёнка по своему образу и подобию. Мария Монтессори говорила: самое хорошее, что родитель может сделать для гармоничного развития своего ребёнка — не вмешиваться в него. Всего лишь способствовать его саморазвитию, довольствуясь этой скромной, но очень важной ролью. Основные нравственные постулаты Марии Монтессори Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать. Если ребенку демонстрируют враждебность — он учится драться. Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости. Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким. Если ребенок часто живет с чувством безопасности — он учится верить. Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым. Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться. Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым. Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь. О том, как грамотно применять методы Монтессори в повседневной жизни — психолог Людмила Болдырева: Дайте вашему ребёнку больше свободы и пространства. Не контролируйте его повсеместно, лишь легкое направление от вас будет ему помощью и опорой. Ребёнку, который ищет ответ, покажите, что вы в любую минуту готовы прийти ему на помощь в поиске, а ребенку, нашедшему все необходимые ответы, не показывайте своего аккуратного контроля за ситуацией. Статья опубликована на канале Letidor.ru в Яндекс.Дзен.