Простые физические и химические эксперименты для дошкольников и учеников младших классов. Дети обожают смотреть разные опыты. Представляете, как они обрадуются, когда вы предложите им устроить научную лабораторию прямо на вашей кухне. О том, какие эксперименты легко провести самостоятельно, Letidor попросил рассказать экспертов — учителя по химии и биологии московской школы №1391 Галину Браташ и учителя физики школы №1392 им. Д. Рябинкина Андрея Кузнецова.Только будьте внимательны: опыты требуют соблюдения техники безопасности и обязательного участия взрослых. Опыт «Фараонова змея»Это общее название для серии опытов, в которых реагирующие вещества «растут», изгибаясь, подобно змее. Провести такой опыт в домашних условиях можно, используя таблетки глюконата кальция. Что понадобится: таблетки глюконата кальция (продаются в аптеке) – 6-7 шт. сухое горючее металлический пинцет песок – 300-500 г. спирт или жидкость для розжига – 15-30 мл сахар – 4-5 ст. л. сода – 1-2 ст. л. Что делать: Есть несколько способов провести этот эксперимент. В первом варианте можно использовать таблетки глюконата кальция. Сначала поджигаем сухое горючее (проводить этот эксперимент нужно только под присмотром взрослых). Затем длинным металлическим пинцетом кладем на него таблетки глюконата кальция. В результате нагревания глюконат кальция распадается на углерод, оксид кальция, углекислый газ и воду. Из одной таблетки вырастают «змеи» длиной 10-15 см.Из песка сооружаем горку и делаем в ней углубление, похожее на кратер вулкана. Затем песчаную горку обильно смачиваем спиртом или жидкостью для розжига. В отдельной емкости нужно смешать сахар и соду. Эту смесь засыпаем в «кратер» и быстро поджигаем. «Змея» состоит из продуктов горения сахара и соды, а расти ее заставляет выделяющийся углекислый газ. Опыт «Бутылка надувает шарик»Этот несложный эксперимент можно провести даже с дошколятами. Что понадобится: бутылка объемом 500 мл воздушный шар (небольшого размера) сода – 4-5 ст. л. уксус – полстакана Что делать: В небольшую бутылку наливаем уксус. В воздушный шар (небольшого размера) аккуратно насыпаем соду. Затем надеваем шарик на горлышко бутылки так, чтобы заполненный содой шарик свисал вбок. После этого приподнимаем шарик так, чтобы сода начала высыпаться в бутылку. Начнется реакция взаимодействия соды с уксусной кислотой, в результате которой выделяется много углекислого газа, который, в свою очередь, начинает надувать воздушный шарик. Опыт «Извержение вулкана»Что понадобится: жидкое мыло или средство для мытья посуды – 3-4 ст. л. марганцовка – 1 ч. л. фольга поднос перекись водорода Что делать: В емкость, изображающую «вулкан» (можно заранее сделать его из папье-маше), налейте жидкое мыло или средство для мытья посуды, добавьте марганцовку, все хорошо перемешайте. После этого добавьте в эту смесь перекись водорода (можно налить прямо из аптечного флакона). Обратите внимание на то, что такой опыт нужно проводить на подложке из фольги или на подносе, так как будет выделяться очень много пены.Опыт «Зубная паста для слона»Ее действительно получается много! Поэтому нужно подумать об условиях проведения этого несложного эксперимента, чтобы не искать слона, желающего почистить зубы! Что понадобится: сухие дрожжи – 1 пакетик средство для мытья посуды или жидкое мыло перекись водорода 6% (будьте осторожны, перекись такой концентрации может вызвать ожог) жидкий пищевой краситель любого цвета – несколько капель пластиковая бутылка 1 л воронка миска Что делать: Сначала в миске смешайте сухие дрожжи и пару столовых ложек теплой воды. Дрожжи должны немного постоять.Затем в бутылку налейте перекись водорода (примерно половину стакана) и капните пищевой краситель. Сюда же добавьте пару столовых ложек жидкого мыла – так будет больше пузырьков. Эту смесь аккуратно встряхните, чтобы краситель распределился. А потом – самое главное: бутылку со смесью поставьте на середину подноса и налейте через воронку в горлышко бутылки дрожжевую смесь. Затем очень быстро отходите от стола. Реакция протекает очень бурно, «пасты» будет много. Перекись водорода распадается на кислород и воду, жидкое мыло образует жидкую пену. Опыт «Цветной дождь»Опыт можно проводить с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста. Он эффектен и несложен в проведении. Спросите у ребенка, хочет ли он сделать дождь? Что понадобится: стакан с водой или другая прозрачная емкость пена для бритья сухой пищевой краситель любого цвета трубочка/соломинка Что делать: В стакан или прозрачный стеклянный сосуд небольшого диметра налейте воду. Поместите на поверхность воды немного пены для бритья так, чтобы она касалась стенок сосуда. Разбавьте щепоть пищевого красителя в небольшом количестве воды. Ровно в центр с помощью трубки для коктейля поместите 3 – 4 капли подкрашенной воды. Заодно продемонстрируете, как «работает» пипетка. Краситель просочится через «облачко» и получится цветной дождь. В этом опыте все дело в аккуратности. Если ребенок постарше, таким образом вы можете объяснить, что такое диффузия. Опыт «Волшебная крышка»Опыт нетрудный и вызывает интерес к объяснению. Покажите его ребенку, и он с удовольствием продемонстрирует его своим друзьям. Что понадобится: стакан воды лист плотной бумаги Что делать: Налейте в стакан воды и прикройте сверху листом плотной бумаги. Переверните стакан, плотно прижимая бумагу. Важно некоторое время подождать, чтобы вода успела «приклеиться» к краям. Спросите ребенка, что произойдет, если руку убрать. Как вы думаете, какой ответ будете? Медленно уберите руку и ждите восхищенных возгласов. Ведь вода не выльется.Дело в том, что разница между атмосферным давлением снизу на бумагу и меньшего давления в пространстве над водой в стакане сверху в конце концов исчезнет. В это пространство произойдет испарение, что приведет к увеличению давления. Объясните ребенку, что вся хитрость в том, что снаружи давление воздуха на бумагу оказывается больше, чем изнутри. Техника безопасности Обратите внимание, что химические опыты следует проводить осторожно, соблюдая элементарные правила безопасности: экспериментатор обязательно надевает перчатки, халат; поверхность для опытов должна быть огнеупорной; в пределах досягаемости ставится ведро с водой или песком; если эксперимент проводится на улице, то учитывается направление ветра; зрители не подходят слишком близко; в аптечке должно быть средство от ожогов; все опыты проводит взрослый, дети только смотрят (если это дошколята). Школьники могут проводить эксперименты самостоятельно, но только в присутствии взрослых! Фото: Depositphotos О воспитании без занудства – «Летидор» теперь в TikTok!Подписывайтесь!