Узнайте, чему мы можем научиться у самого чуткого и внимательного киноучителя СССР. В 1972 году режиссер Алексей Коренев представил на суд советского зрителя комедию под названием «Большая перемена». В основе сюжета — история взаимоотношений молодого историка Нестора Петровича Северова и его великовозрастных учеников, которые посещают вечернюю школу рабочей молодежи.В начале фильма Нестор Петрович — перспективный студент, который собирается поступать в аспирантуру. За несколько дней до экзамена он встречает любовь всей своей жизни, которая впоследствии оказывается его главным конкурентом на соискание места на кафедре. Волею судеб Северов теряет заветное место и почти сразу же терпит неудачу в любви. Чтобы забыться и уйти от своих проблем, он с головой погружается в учительствование. Но что же его там ждет? Снова проблемы! Ведь за партами сидят уже не подростки, а вполне состоявшиеся в профессиональном и личном плане люди, со своими сложными жизненными неурядицами. В основу сценария комедии легла повесть Георгия Садовникова «Иду к людям» — живой и душевный рассказ о настоящем учителе, который смог найти подход даже к самым непутевым и трудным ученикам. Как же неопытному скромному педагогу удалось покорить сердца взрослых людей? Давайте разбираться.Нестор Петрович любит свой предмет Что важнее в работе учителя — любить своих учеников или любить предмет, который преподаешь? В случае Нестора Петровича однозначно побеждает второе.Чего только стоит тот факт, что на занятия исторического кружка класс является в полном составе! Помните эпизод, где учитель читает своему классу лекцию про императора Нерона? Нестор Петрович рисует картину настолько живо, что держит всех слушающих в немом оцепенении.Нестор Петрович не смешивает личную жизнь с работой Нестор Петрович приходит в школу, спасаясь от своей научно-любовной драмы, но он твердо уверен: его история не должна никак отразиться на работе. Надо сказать, он держится очень стойко, хотя иногда ученики все же замечают его тревоги. И как тут не заметить? Как-то Нестор Петрович засыпает на уроке и тихо шепчет имя своей возлюбленной: «Поли-и-и-на».В этот момент они понимают, насколько волевой перед ними человек.Нестор Петрович вникает в проблемы своих подопечных Если свои чувства Нестор Петрович задвигает в дальний ящик, то переживания и проблемы «детей» всегда для него на первом месте. Он пытается разобраться, почему шалит Ганжа, почему Тимохин отказывается посещать школу, а Ляпишев предпочитает занятиям танцы… Поначалу ученики не особенно ценят такое внимание. У них и без этого хлопот хватает: у кого смена на заводе, у кого ребенок дома плачет… Но постепенно они видят искреннее желание помочь, и от такой помощи отказаться не в силах.Нестор Петрович выделяет только сильные стороны учеников Какой толк постоянно стыдить и ругать учеников, если от этого ты только портишь с ними отношения?Именно поэтому в общении с учениками он всегда обращается к их сильным и светлым сторонам. А когда в тебя верят и видят в тебе только хорошее, приходится соответствовать ожиданиям.Нестор Петрович умеет держать слово Сначала ляпнул, а потом забыл — вот что уж никак нельзя сказать о Несторе Петровиче. Это человек слова. Если он взялся вернуть в школу старосту класса, который работает на заводе и не желает учиться, он своего добьется. И что важно, сделает это максимально вежливо, тактично, с уважением к «школьнику». Неудивительно, что Нестор Петрович в свое время был (и, думаем, остается) кумиром для многих учителей. Искренним, живым, сопереживающим, незашоренным — именно таким должен быть учитель, который мечтает надолго остаться в профессии и получать от своего дела удовольствие. Фото: кадры из фильма «Большая перемена»