Логопед Анастасия Сперанская рассказывает, что такое речевая гимнастика и зачем она нужна детям. А также делится простыми упражнениями, которые не займут больше семи минут. Обычно у нас не возникает вопросов, почему нам нужно делать регулярные физические упражнения. Активность дает нам держать себя в форме и поддерживает наш жизненный тонус. Если с утренней зарядкой и пробежками все понятно, то зачем нам речевая (другой название — артикуляционная) гимнастика? Как ни странно, все за тем же. Она нужна для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.В нашей нервной системе есть проекционные зоны, которые принимают сигналы от разных частей тела. Проекционные зоны, принимающие сигналы от мышц речевого аппарата и рук (пальцы и кисти) занимают в нашем мозге больше пространства, чем зоны, отвечающие за сигналы от других частей тела.Но только при условии, что мы будем соответствующе их развивать. Для того чтобы ребенок научился произносить все звуки и мог связать их в единую речевую мелодию, необходима очень детальная настройка этих мышц, это позволяют сделать регулярные занятия речевой гимнастикой.Она развивает не только силу, но также точность и плавность артикуляционных движений. Настраивая правильным образом речевой аппарат, мы учимся правильно дышать: тренируем сильный речевой выдох, от энергии которого зависит, как мы произносим все звуки.Нарушения, вызванные этими проблемами, неизбежно скажутся на произносительной стороне речи. Логопеды используют речевую гимнастику в нескольких случаях: если у ребенка отсутствуют/ заменяются звуки, если у ребенка дизартрия, если необходимо выработать четкую и правильную артикуляцию, например, телеведущему, оратору, экскурсоводу.Постановка звуков всегда начинается с речевой гимнастики. Длительность и интенсивность занятий зависит от состояния мышц речевого аппарата, наличия различных рече-языковых нарушений, готовности нервной системы ребенка к развитию орального праксиса (возможности целенаправленно управлять мышцами языка, губ, щек).«Включить» новый звук в речь — тоже дело непростое, это может занять некоторое время: сначала звук закрепляется изолированно, затем — в слогах, словах, и только после этого вводится непосредственно в речь. Если торопить ребенка, «перепрыгнуть» через этап, то последствия могут быть разными — от искажения и неправильного произношения до полного исчезновения звука. Поэтому я призываю родителей тщательно работать дома, выполнять артикуляционную гимнастику и не спешить.5 упражнений для развития речи Самые базовые упражнения, которые логопеды делают с учениками, направлены на развитие подвижности, а также учат ребенка целенаправленно совершать движения языком и губами. Упражнение «Заборчик-трубочка» Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Сомкнуть губы и вытянуть трубочкой. Упражнение «Качели» Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Или более сложный вариант: поднять язык за верхние зубы, опустить и поставить за нижние и так далее. Упражнение «Часики» Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и узким кончиком языка тянуться в разные уголки рта. Упражнение «Лошадка» Цокать языком, как лошадка. Упражнение «Варенье» Облизать верхнюю губу, а затем нижнюю по кругу. Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал! Фото: Shutterstock.com