«Летидор» рассказывает, как увлечь дошкольника и ученика младших классов математикой. Преподаватель младших классов, участник программы «Учитель для России» Валентина Мошкина делится простыми приемами, которые подойдут для родителей и учителей.Математика — это очень близкий к жизни предмет, который может понять человек любого возраста. Мы постоянно окружены числами: есть часы, которые показывают, когда мама придет с работы (и раз ребенок ее ждет, ему необходимо понять, как определять время), есть ценники на любимые продукты, а с какого-то возраста и карманные деньги на покупки, есть номера домов, автобусов, квартир. Включайте детей во взрослую жизнь. Объясните, как вы снимаете показания счетчиков и платите за квартиру. Когда идете в кино, дайте малышу билет и попросите самостоятельно среди множества букв и цифр отыскать ваши ряд, место. Математика — повсюду. И если ребенок это увидит, то он не будет потом задавать вопрос «зачем мне это?».Я против того, чтобы мучить детей, специально занимаясь «именно математикой». Но почему бы не превратить это в игру. Используете во время прогулки навигатор? Тогда покажите малышу карту: «Смотри, это дом №4, до этого был №2, а какой будет потом?..» Можно играть с детьми в магазин. С теми, кто постарше — в банк. Рисуйте фигуры, раскладывайте по ящикам игрушки (это, между прочим, классификация множеств). Вовлеките ребенку в ту игру, которая будет интересна именно ему. Нравятся машины? Разглядывайте номера машин, пересчитывайте количество желтых, зеленых, серебряных машин.В возрасте до 7–8 лет ребенку не стоит решать пример только для того, чтобы его решить. Так можно возненавидеть математику на всю жизнь. Просто так делать пример неинтересно. Малыш должен понимать, зачем ему это нужно. Для этого необходимо придумать цель. Это совсем не сложно. В некоторых учебниках и рабочих тетрадях составители уже используют эту «фишку». Например, в тетрадках Петерсон есть поощрительные задания. Ребенок решает примеры, и в результате может использовать ответ для отгадывания загадки или для того, чтобы нарисовать какую-то картинку (отгаданная загадка и рисунок – это и есть поощрение). Ради таких бонусов дети готовы решать примеры даже на переменах.Все знают игру «Мемори», предназначенную для тренировки визуальной памяти. Но не все догадываются, что ее можно изменить под конкретные цели. Например, для обучения математике. Я пишу на одной карточке слово «треугольник», на другой — рисую фигуру. Аналогично готовлю карточки с остальными фигурами. Потом раскладываю перед детьми карточки лицевой стороной вверх. Даю время посмотреть на них. Затем переворачиваю их вверх «рубашкой». Жду некоторое время и предлагаю по памяти найти и перевернуть соответствующие друг другу карточки. Треугольник — с треугольником, квадрат — с квадратом. Точно так же играем с определениями и формулами. На одной карточке написана «S» (площадь), на другой — её формула. Я использую в работе принцип карточной игры «Сундучок», в которой нужно как можно быстрее собрать все карты одного значения (четыре «валета», четыре «дамы»). Только вместо игральных карт я сделала с формулами и переменными. Кто быстрее соберет какую-нибудь формулу (площади, периметра и др.), тот и победил. В моем классе пользуется популярностью самая обыкновенная настольная игра с числовой змейкой. Дети бросают кубик, ходят на то количество цифр, которое им выпало. При этом проговаривают: «Я стоял на тройке, мне выпало 5, значит, я пойду на восьмерку». Такая игра тренирует устный счет и помогает ребятам ориентироваться на числовых прямых.Математика в начальной школе нацелена не только на освоение алгоритмов, но и на развитие логики. К сожалению, сейчас программа сводится в основном к первому, а логике уделяется значительно меньше внимания. Из-за этого теряется понимание многих тем. Например, очень плохо решаются задачи. Для гармоничного развития давайте детям решать задания из математических олимпиад вроде «Кенгуру». Самые простые задания на логику: на листочке перемешаны числа от 1 до 50 и ребенок должен обвести их в кружочек, соблюдая последовательность. Или найти среди них те, что делятся на 2 (тема «Четные числа» и «Умножение», «Деление»). Продолжить закономерность, найти лишний предмет/число или сравнить картинки и найти отличия — все эти задания на тренировку образного, логического мышления.Когда дети весь урок вынуждены сидеть за партой и смирно решать примеры, им становится скучно. Поэтому каждые 20-25 минут необходимо делать небольшой перерыв. Во время него я делаю с ребятами упражнения, которые не связаны с темой урока. Хорошо идут игры на концентрацию и внимание. Это хороший способ отдохнуть и взбодриться. Мы играем в «Море волнуется раз…». Дети превращаются в фигуры, животных, цифры. Также на физкультминутке мы перевоплощаемся в «Великанов и лилипутов» (приседаем – встаем), хлопаем в ладоши.