Искусствовед Анастасия Постригай подсказывает, как пробудить в ребенке тягу к искусству. Как познакомить ребенка с искусством? Водить каждые выходные в музей? Отдать в художественную школу? Может быть, накупить книжек — пусть сам разбирается? Искусствовед, основатель проекта «Школа популярного искусства OpPopArt» и автор курса «Как говорить с детьми об искусстве» Анастасия Постригай делится 5 приемами, которые сделают занятия с ребенком нескучными и эффективными.Если формулировать правила изучения искусства с ребенком, то получится что-то вроде «не бойтесь, не спешите и не стесняйтесь в выражениях». Не бойтесь, что вы сами ничего не знаете — ведь и вам предстоит путешествие в мир искусства. Не спешите сами и учите ребенка медленному, проникновенному общению с искусством. Не стесняйтесь в выражениях, используйте во время занятий красивые «книжные» слова — изучение искусства так же благотворно влияет на словарный запас ребенка, как и чтение. Усвоили? А теперь — в путь! Конечно, вы можете изображать из себя в искусствоведа, читать длинные лекции, сыпать именами, терминами и датами. Но наша цель не удовлетворить собственные амбиции, а показать, что картины — это вовсе не скучно.Наверняка многие из вас слышали о ТРИЗ, теории решения изобретательских задач. Этот набор методик раскрывает творческий потенциал и сообразительность человека любого возраста. Так вот, для занятий искусством с ребенком ТРИЗ — один из лучших путей. На основе своего опыта и бесед с экспертами я составила топ-5 приемов из этой методики, которые сделают путь ребенка в мир искусства легким и полезным. 1. Прием «скрытая картина» Возьмите распечатанную репродукцию, сверху положите листок с прорезанным круглым отверстием. Перемещайте листок так, чтобы в «объектив» попадали разные кусочки картины. И предложите малышу угадать, что же там изображено.Конечно, можете опробовать этот метод на Кандинском или Пикассо, но там ребенку и без листочка разобраться непросто. Следующий шаг: предложите собрать все найденные объекты воедино и описать картину полностью. А затем уберите листок и сравните его описание с оригиналом. Гарантирую, на детском лице будет читаться весь букет эмоций: от удивления до гордости за себя.2. У приема «скрытой картины» есть «близкий родственник» — прием «подзорной трубы». Название говорит само за себя: берете импровизированную подзорную трубу (свернутый вручную картон тоже подойдет) и ищете на полотне детали. Картина может быть любой, даже пейзажем без людей и животных.Метод «подзорной трубы» учит фокусироваться на конкретной детали. А потом, отложив в сторону подзорную трубу, малыш сможет сравнить эту деталь с общей картиной: какое место она занимает на полотне? Чем отличается от других? Есть ли похожие детали? А что будет, если ее и вовсе убрать с полотна? Вот так, через игру, воображая себя исследователем с настоящей подзорной трубой в руках, ребенок будет развивать аналитические способности. 3. Прием «эмпатия» Столь любимый психологами прием точно откроет для вас ребенка с новой стороны. По правде говоря, взрослым тоже не помешает иногда играть в «эмпатию». Делается это так: выберите на картине любой предмет и предложите ребенку представить себя на этом месте. И не бойтесь выбирать что-то неодушевленное — обычно там такой простор для фантазии! Например, предложите малышу почувствовать себя не мишкой с картины «Утро в сосновом лесу» Шишкина, а поваленным деревом. Что оно чувствует? С кем взаимодействует? Как будет чувствовать себя в других условиях?4. Игра «да/нет» Этот метод чем-то напоминает игру, где ты должен угадать своего персонажа с приклеенной на лоб бумажкой. Здесь основной принцип сохраняется, только бумагу портить не надо. И еще эта игра отлично впишется в поход в музей. Остановитесь около какой-нибудь картины и загадайте изображенный на ней предмет или объект. А ребенок должен отгадать, что же вы там такое придумали. И у него есть право задавать только такие вопросы, на которые можно ответить лишь «да» или «нет». Пусть это будет полотно, богатое на героев, предметы и детали, но в меру.Во-первых, картина очень яркая, ее приятно рассматривать, она совершенно точно нравится всем детям без исключения. А во-вторых, сколько Кустодиев всего написал! В игре можно загадать и дородную купчиху, и ласковую кошечку, и даже блюдце в руках у женщины! С помощью этой игры ваш малыш научится мыслить логически и обрабатывать входящую информацию. И если в первые пару раз игра не заладилась, не бросайте занятия! Через несколько «сеансов» ребенку будет легче соединять полученные сведения в образ предмета.5. Прием «ожившие полотна» Метод для самых неуемных непосед! Отличный способ направить энергию в нужное русло. У большинства детей внимание рассеянное: им трудно долго быть сосредоточенными на одном предмете, а уж усидеть на месте — сверхзадача. Знаю, что некоторых родителей это раздражает. Ну конечно, вы ведь готовились, картинки распечатывали, рассказ подготовили, а малышу лишь бы побегать и порезвиться.Выберите картину, где изображено что-то в действии. Это может быть и стремительный «Иван Царевич на Сером Волке» Виктора Васнецова, а может и то же спокойное «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина. Пусть малыш изобразит героя картины, повторит его позу, движения, выражение лица. Может быть, даже озвучит! К слову, записывать все происходящее на камеру — отдельный вид веселья! Фото: Shutterstock.com, открытые источники