Рассказываем, почему разучивание стихов — занятие небесполезное. Зачем мне учить стихотворение, когда Гугл всегда под рукой? Этим вопросом школьники ставят взрослых в неловкое положение. Аргумент «тренировать память» не всегда удовлетворяет их, потому что дети считают, что для развития памяти можно придумать занятия поинтереснее зубрёжки. Например, поиграть в мемори или собрать пазл. Тем не менее разучивание стихотворений — занятие полезное и необходимое. И даже если у вас самих был когда-то негативный опыт, связанный со школьной зубрёжкой, попробуйте взглянуть на заучивание по-другому. Как это сделать, «Летидор» разбирается вместе с экспертом по развитию памяти, автором книги «100% память. 25 полезных методов запоминания за 10 тренировок» Екатериной Додоновой.1. Стихи помогают структурировать информацию в голове Как ни крути, а тренировка памяти и её развитие формируют у ребёнка умение учиться, а также лучше ориентироваться внутри своей головы. Любое стихотворение сложено согласно определённой логике и имеет чёткую структуру. Запоминая его, ребёнок как бы впитывает эту структуру, анализирует её, а значит, его мозг в это время активно развивается. 2. Стихи учат ребёнка доводить дело до конца Это качество пригодится ему и в школе, и на работе. И тренировать его, заучивая стихи, не так уж и трудно. Чтобы запомнить стихотворение, важно соблюдать правило трёх «П»: прочитать, понять, представить. Сначала ребёнок читает стихотворение самостоятельно, затем — разбирает непонятные слова (самостоятельно или обращается за помощью к взрослому).Кроме того, для запоминания можно использовать метод движений. Например, рассказывая четверостишье «Зайку бросила хозяйка…», ребёнок показывает руками и ногами, как он чувствует смысл стихотворения: изображает руками ушки зайчика, разводит руками, иллюстрируя, что зайчик остался один, и так далее. Важно, чтобы ребёнок выбирал говорящие движения, которые подскажут слова. И когда нужно будет рассказать стихотворение, тело поможет ему всё вспомнить.3. Стихи учат ребёнка быть любопытным и уверенным в себе Наша память устроена так, что человек не может запомнить то, чего он не понимает. В стихотворениях детям часто встречаются новые слова. И пока школьники не узнают, что они означают, им будет трудно выучить стихотворение. Неизвестные слова всё время будут вылетать из головы и тормозить процесс. Поэтому, разбирая стихотворение, учите ребёнка задавать вопросы: «А что такое горница? А жеманство? А вол?». Своих учеников я учу такой фразе:Конечно, многие учителя не любят тех, кто задаёт вопросы. Но именно такие дети, которые не боятся докопаться до сути, добиваются многого в жизни. 4. Стихи формируют кругозор и эмоциональный интеллект ребёнка Мир стихотворений совершенно особенный — он помогает не только расширить кругозор, но и развивает эмоциональный интеллект. Ребёнок увидит, что радость может быть вот такой: Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон — Значит, пять или четыре Получил сегодня он. (Агния Барто) Или такой: Рады, рады, рады Тёмные осины, И на них от радости Растут апельсины. (Корней Чуковский) Когда ребёнка попросят рассказать о закате, он вспомнит Пушкина: Надо мной в лазури ясной Светит звёздочка одна, Справа — запад тёмно-красный, Слева — бледная луна. или Цветаеву: Облачко, белое облачко с розовым краем Выплыло вдруг, розовея последним огнём.5. Стихи обеспечивают ментальное долголетие Необходимо учить людей с юного возраста заботиться о своём здоровье, в том числе и ментальном. Болезнь Альцгеймера молодеет, и в 40 лет человек может оказаться в группе риска в том числе потому, что перестаёт напрягать мозг. Когда мы хотим, чтобы наше тело было красивым — живот плоским, мышцы упругими, кожа подтянутой, — мы тренируем его. То же самое с мозгом. Если мы хотим держать его в тонусе, нам нужны новые нейронные связи. Для этого необходимо напрягать мозг, заставлять его работать. Фото: Shutterstock.com