Что прячется за детской ленью? Почему завышенные родительские ожидания могут сослужить плохую службу, когда речь идет об учебе? Почему дети, от природы любознательные и совсем не ленивые, отказываются учиться и порой даже идти в школу (особенно после праздников)? Есть на это пять причин. И почти все они связаны с отсутствием мотивациина учебу и с неуспехом. 1. Несоответствие способностей и требований Многие родители выбирают для детей школу по принципу «чем круче, тем лучше». Если ребенок и до школы проявлял чудеса интеллектуального развития, тогда это оправдано. А если нет? Ребенку может быть трудно справляться со сложной программой, и не потому, что он ленив. Порой, даже прилагая максимум усилий, он не может усваивать новый материал. Неудача за неудачей – и желание учиться пропадает. Родителям в такой ситуации стоит адекватно оценить возможности ребенка и перевести его в обычную школу. Скорее всего, он быстро начнет делать успехи и у него появится мотивация к учебе. 2. Неорганизованность У многих первоклассников отсутствуют навыки самоорганизации. В школе под руководством учителя они справляются. А вот дома ребенок никак не может приступить к выполнению уроков, потому что не знает с чего начать, как приступить к работе. Он и заниматься-то не хочет, он хочет поиграть, побездельничать. Он еще не может осознать, что он должен заниматься. В итоге домашнее задание не выполнено, появляются пробелы в знаниях, плохие отметки и, как следствие, теряется интерес к учебе. Задача родителей научить ребенка самодисциплине, внушить ему, что теперь у него есть обязанности, которые он должен выполнять. 3. Неинтересно Ребенок ожидал, что школа – это ново, увлекательно, а на деле оказалось, что это нудное занятие, когда нужно делать совершенно неинтересные вещи, от которых он не получает удовольствия. Детям могут быть непонятны какие-то предметы. Если им скучно на уроках, они и дома особо стараться не будут. Часто дети не могут понять, для чего им нужны те или иные знания, что они дают. Родители должны помочь ребенку увидеть смысл и практическое применение этих знаний в жизни, мотивируя таким образом на их получение. ** Отношения в классе** Очень часто причиной нежелания идти в школу становятся невыносимые для ребенка отношения в классе. Если его дразнят, травят, а то и поколачивают, он, конечно, не хочет идти в школу, боится, что его будут унижать, боится отвечать на уроках, чтобы не привлекать к себе внимание. Отрицательное отношение к школе проецируется и на учебу. В этом случае родители должны вмешаться, потому что без их помощи не обойтись. Если мама и папа не знают, что сделать в текущей ситуации, нужно обратиться за помощью к психологу. 5. Усталость У детей в первом классе это связано с резким возрастанием нагрузок, к которым они не привыкли. Усталость снижает способность к восприятию новых знаний. Родителям кажется, что ребенок не хочет учиться, а ему просто тяжело. Достаточно правильно организовать его рабочий день – чередовать занятия с отдыхом, играми и прогулками, и ребенку станет легче. В старших классах при сегодняшних огромных нагрузках усталость – очень частая причина «лени». К тому же старшеклассники, особенно те, кто уже определился с выбором будущей профессии, начинают игнорировать «ненужные» предметы, оставляя силы на «профильные». Реагировать на нежелание ребенка учиться, безусловно, надо. Главное, чтобы родительское желание добиться от ребенка больших результатов не разрушило доверительные семейные отношения.