Идеями делится художественный руководить Московского детского театра марионеток. Развитая мелкая моторика — способность выполнять координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук — один из путей к развитию речи малыша. Есть масса способов тренировать мелкую моторику, один из самых эффективных — пальчиковая гимнастика. О том, какие упражнения ускорят развитие мелкой моторики и как заинтересовать ими малыша, мы попросили рассказать художественного руководителя Московского детского театра марионеток Ирину Ивановну Крячун. Ирина Ивановна более тридцати лет работает с самыми маленькими зрителями и понимает, насколько важно уделять внимание всем аспектам развития и воспитания детей. Поэтому актеры театра перед каждым представлением проводят небольшие интерактивы с юными гостями. В свою очередь для родителей Ирина Ивановна проводит мастер-классы, где рассказывает, как занять деток на досуге, делится полезными советами и упражнениями по их развитию.Упражнения, которые предлагает Ирина Ивановна, можно делать с малышами от 2 лет.Зарядка для рук Прежде чем приступить к упражнениям, необходимо сделать зарядку для рук, размять наши пальчики. Сначала сжимаем обе ручки в кулачок, а затем медленно их разжимаем.Теперь переходим к пальчикам. Из кулачка поочередно достаем каждый палец (разгибаем пальчики) в следующем порядке: указательный, третий, безымянный, мизинец и большой. Когда вытаскиваем один пальчик, остальные стараемся удерживать. Затем складываем их в кулак в обратном порядке: начинаем с большого, следом мизинчик, безымянный, третий и указательный. Когда укладываем пятый пальчик, то его аккуратно загибаем под большой, чтобы удержать оставшиеся три. Такую пальчиковую разминку нужно проделывать по 5–10 раз каждый день. Сначала по отдельности каждой ручкой, а затем двумя вместе. Упражнение «Куколки-подружки»Складываем пальчики в кулачок. Достаем указательный палец — это основа, туловище нашей куколки. Открываем большой пальчик в одну сторону и средний в другую. Остальные два продолжаем удерживать в кулачке. И вот наша подружка готова к игре. Ее можно принарядить, например, сделать шляпку или платьице (их можно вырезать из бумаги или тряпочки). Если мы сведем вместе большой и третий пальцы, то наша подружка похлопает ручками. При этом туловище, указательный палец, должно оставаться ровным.А дальше мы рассказываем ребенку историю: «И вот отправилась наша куколка на прогулку, переваливаясь пальчиками из стороны в сторону. На встречу ей идет подружка. Девочки подходят друг к другу и здороваются: сначала головкой, потом ручками и обнимаются. Затем они берутся за ручки (цепляются большими пальчиками) и вместе отправляются играть».Такой маленький этюд можно разыграть с ребенком, который с огромным удовольствием вольется в процесс и будет вам помогать. Для подружек можно придумать целую жизнь: они могут играть в бадминтон, рисовать карандашами, делать зарядку, изображать животных и т.д. Все зависит от вашей фантазии. Постепенно упражнение будет получаться все лучше и лучше, ребенок сам начнет предлагать сценарии для игры. Упражнение «Птичка» Для того чтобы сделать птичку, нам понадобятся две ладошки и пальчики. Сначала нужно перекрестить правую и левую руку так, чтобы ладошки смотрели в противоположные стороны. Затем расслабляем ручки и мягко опускаем кисти рук в запястье, а потом точно также аккуратно поднимаем их. Снова опускаем и поднимаем крылья нашей птицы. И вот она полетела за горизонт.Для того, чтобы уменьшить размах крыльев нашей птички, мы снижаем амплитуду сгибания пальцев. Перекрещиваем правое и левое запястье, пальчики поднимаем вверх. Аккуратно сгибаем пальцы в суставах, чтобы наши крылышки опустились вниз, и плавно поднимаем их обратно вверх. Так делаем еще несколько раз. Затем уменьшаем птичку еще больше. От запястья теперь переходим к большим пальцам. Скрещиваем фаланги (суставы) первых пальцев и продолжаем мягко махать крылышками, но работаем уже не всей ладошкой, а только одними пальчиками. По мере удаления птицы с горизонта, мы убираем по пальцу, пока не останутся лишь два указательных. И вот наша птичка совсем улетела за горизонт. Это упражнение займет достаточно много времени у ребенка. Его можно проделать и в обратной последовательности — сделать прилетающую птицу.Упражнение «Море» В этом упражнении нам понадобятся обе руки. Сначала начинаем работать с одной рукой, затем подключаем вторую. Поднимаем правую ручку перед собой и мягко сгибаем пальцы (направляя их вниз), затем кисть, запястье, поднимаем локоть и, наконец, поднимаем плечо. Таким образом мы как бы ныряем под воду, мягко поднимаем руку вверх и вниз. Работаем при этом строго на горизонтальной плоскости. Затем подключаем вторую ручку. Сначала наше море гладкое спокойное, но затем поднимается шторм, и волны уходят в горизонт. Здесь мы начинаем руками делать движения от себя, создаем большие волны.Эти упражнения, которые, к слову, развивают, не только мелкую, но и крупную моторику, понравятся каждому малышу. Главное — не ругайте ребенка, если у него что-то не получается. Больше хвалите и занимайтесь регулярно, тогда результаты не заставят себя ждать. Фото: Depositphotos Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал