1000 и одна секция: история мамы, которая переборщила с кружками для ребенка
Они всегда торопятся, но ничего не успевают. Весь их день подчинен законам логистики, настолько строгим, что любая пробка на дороге грозит разрушить весь график. «Мамы-такси» — так Памелла Друкерман, автор нашумевшей книги «Почему французские дети не плюются едой», назвала женщин, которые целый день только и заняты тем, что возят детей с одного занятия на другое. В конечном итоге благое намерение дать своему ребенку как можно больше приводит к стрессам, скандалам и всеобщему недовольству.
Как с этим справиться и сохранить гармоничные отношения с ребенком, мужем и, главное, с собой?
Елена Мингова, основатель сети билингвических детских садов «КосмоКидс»:
«Стремление дать ребенку хорошее образование совершенно нормально для любой мамы. Тем не менее наблюдательный родитель может с малых лет увидеть предпочтения ребенка и развивать в нем именно то, к чему у того есть способности. И не стоит бояться того, что вы что-то упустите.
Дети в раннем возрасте часто меняют свои предпочтения: хоккей может стать альтернативой футболу, а танцы— рисованию.
Поэтому вовсе не обязательно пытаться уложить в семь дней максимум секций и кружков. Выбирайте вместе с ребенком, чередуйте, учитывайте сезонность.
Пусть в теплое время года это будет спорт на свежем воздухе, а зимой — авиамоделирование. В итоге вы вместе найдете «золотую середину» — для ребенка и для себя. Кроме того, в крупных городах сейчас можно найти детские сады и центры, где в одном месте собраны разнообразные секции (ребенка не надо будет возить в разные концы города!).
Ну а если все же передвижения по городу в течение дня необходимы, старайтесь провести время в машине интересно — слушайте стихи и сказки, изучайте английский язык, пойте вместе песни».
Ниже мы публикуем историю одной мамы, которая прошла путь от мамы-такси до обыкновенной, спокойной мамы, которая научилась слушать и слышать своего малыша. Возможно, кто-то узнает в этой маме себя.
Мысли до рождения ребенка
Когда у меня еще не было ребенка, мне не раз доводилось слышать рассказы мам о том, что их чада посещают немыслимое количество внешкольных занятий. Тут и английский (куда же теперь без него), и музыка, и рисование, и школа ментальной арифметики — список можно продолжать. Тогда меня удивляло не только то, как ребенок выдерживает нагрузку, которая по силам далеко не каждому взрослому (в конце концов, что я могла знать о детских возможностях?).
Гораздо больше, чем детская выносливость, меня поражало другое: как справляются со всем этим сами мамы?
Сфера интересов современной женщины довольно обширна: от своей внешности до самореализации в профессиональном плане. Поэтому истории супермам, которым словно были знакомы секреты перемещения в пространстве и времени, меня шокировали и восхищали одновременно.
Позже я поняла, что дело тут вовсе не в тайных знаниях, а в пресловутой системе приоритетов.
Законы физики таковы, что человек не может находиться в двух местах одновременно. Значит, нужно выбирать что-то одно, чем-то жертвовать.
Главный вопрос: ради чего будет эта жертва и какую пользу это принесет?
И здесь можно угодить в ловушку заблуждений, из-за которой все благие порывы начинают приносить вред.
Опыт после рождения ребенка
Когда моей дочери исполнилось шесть лет, я записала ее в музыкалку, художку и на танцы. Конечно, я понимала, что придется подстроить свой график под новые обстоятельства. Пришлось оставить офисную работу (благо моя профессия это позволяла).
В первой половине дня, когда дочь была в детском саду, я сидела дома с ноутбуком. Вторая половина уходила на разъезды между школами и кружками. Если не считать того, что пришлось частично пожертвовать здоровым питанием ребенка (есть суп на полном ходу машины у нее не получалось) и отказаться от вечерних встреч с подругами и походами в кино в пользу работы (я не успевала сделать ее за полдня), все шло более или менее нормально. И, главное, ребенку нравилась насыщенная занятиями жизнь.
Но когда началась школа и добавилась еще пара кружков, моя вера в собственные способности супермамы поубавилась.
Утренний кофе перестал приносить радость — точнее, времени на то, чтобы ее ощутить, просто не оставалось. Едва проснувшись, я начинала мысленно составлять маршрут на день, сопоставлять его с расписанием и бояться только одного — угодить в непредвиденную пробку.
Отклонение от графика хотя бы на десять минут грозило разрушить всю возведенную мной конструкцию, как ветер одним порывом рушит карточный домик.
Утренние сборы не ограничивались школой — нужно было собрать вещи на целый день. Для работы времени почти не оставалось, разве только пара-тройка часов ночью. Про то, чтобы сходить на маникюр или шопинг, не могло быть и речи. Вечера я проводила в пробках, а полусонная дочь в это время делала уроки буквально на коленках. Оставались, впрочем, выходные.
Но за неделю я так уставала, что от одной только мысли, что надо опять куда-то ехать, портилось настроение.
Лучшим отдыхом для меня было просто остаться дома — почитать книгу или посмотреть сериал и, главное, никуда не спешить.
Ребенку, наоборот, хотелось развлечься или просто погулять на улице. В итоге ее досуг брал на себя папа. И, надо сказать, они неплохо проводили время вдвоем, пока я, выжатая как лимон, но гордая тем, что удалось пережить еще одну неделю, восстанавливалась для того, чтобы повторять свой подвиг снова и снова.
Золотая середина
Я не зря использовала слово «подвиг», оно здесь ключевое. Многие психологи убеждены, что стремление напичкать своего ребенка разными знаниями и умениями проистекает из «комплекса супермамы»: женщина ощущает потребность чувствовать себя родителем, который воспитывает необычного ребенка. Даже если это идет в ущерб собственной жизни. Но есть ли здесь выигравшая сторона? Я убедилась, что нет.
За годы, проведенные мной в роли «супермамы», отношения внутри нашей семьи становились все более напряженными.
Я тратила всю энергию на то, чтобы ребенок успевал как можно больше, но сама не успевала ничего. Мужу приходилось дожидаться окошка в плотном расписании, чтобы обозначить свое присутствие рядом с нами. Но самое печальное — это изматывало и ребенка. Чаепития после уроков в школе, дни рождения друзей, походы в батутный центр — этим ей приходилось регулярно жертвовать ради занятий, а мороженое из «МакАвто» было единственным утешением, которое я могла ей предложить.
Даже мне стало очевидно, что так дальше продолжаться не может.
Первым делом я выяснила, какими занятиями можно пренебречь. Оказалось, что ребенку нравится заниматься всем, но ради семейного просмотра фильма она готова отказаться от английского (тем более ей больше нравилось изучать его вместе с папой, чем в группе с остальными детьми). Что ж, двумя поездками в неделю стало меньше. Час поисков в интернете, и я освободила себе еще некоторое время — нашла центр детского творчества, в котором было сразу несколько кружков.
Так я могла привозить ребенка в одно место и отправляться по своим делам, пока она занимается своими.
Перерывы между занятиями она проводила, общаясь с другими детьми или читая книгу. Возможность остаться без моего присмотра, как оказалось, ее очень радовала. Вскоре она стала просить меня высаживать ее у ворот, а не провожать до гардероба.
Но, пожалуй, главным открытием для меня стало то, что можно объединять усилия с другими активными родителями. Если попросить помочь соседку, чей ребенок учится в одной школе с моей дочерью, она поможет. Тем более всегда найдется возможность оказать ответную услугу.
Папа подруги может сходить с детьми в поход, а учительница готова устраивать детские праздники в выходные, и это ей нравится.
В результате мне удалось добиться того самого баланса в жизни, о котором говорят психологи. Сделать это не так уж трудно, даже если ты мама активного ребенка. Главное — перестать совершать подвиги каждый день и не требовать этого от других.
Фото: Shutterstock.com