Детский психолог, эксперт по детскому питанию и популярный блогер по раннему развитию разбирают самые актуальные вопросы тревожных мам. «Мой малыш в 9 месяцев уже пошел», «А мой в полтора года заговорил предложениями», «А зато мы уверенно дружим с горшком». Стоит ли волноваться, если ваш ребенок развивается не в таком темпе, как другие дети? И что делать, если вы заподозрили проблемы? Задаем вопросы экспертам проекта «Мама, без паники!» - бренд «Добрый» по случаю выпуска линейки детских 100% соков создал серию образовательных роликов для родителей. В них певица и мама Наталья Подольская обсуждает вопросы о питании и развитии с детским психологом Ларисой Сурковой, экспертом по детскому питанию Анной Левадной и популярным блогером по развитию Екатериной Шрейнер.Все ровесники уже сделали первые шаги, а мой малыш еще не ходит Здоровые детки делают первые самостоятельные шаги в промежутке от 9 до 18 месяцев. Ребенок не будет ходить, пока он не готов физиологически или психологически. Иногда ускорить процесс могут пример сверстников и толкалка-каталка, на которую ребенок сможет опираться первое время. Только не ходунки! И конечно, нужны мамина любовь и спокойная вера в силы малыша. Если вам хочется помочь малышу быстрее пойти, попробуйте массаж, плавание или веселые игры-упражнения. Все ровесники уже говорят предложениями, а мой пока только простыми фразами Скорость развития речи у детей индивидуальна. Если невролог и логопед не нашли нарушений, просто продолжайте как можно больше разговаривать с ребенком, читайте вслух и пойте. Пробуйте разучивать несложные ритмичные стишки.Все дети уже ходят на горшок, а мой не вылезает из подгузников А вот в этом случае не стоит ждать, что ребенок начнет проситься на горшок самостоятельно: с подгузником же привычно и комфортно! Приучить к горшку помогает «метод 10 колготок», демонстрации с игрушками и сказки-объяснения. Для начала главное — сформировать к горшку интерес, а еще — не ругать за промахи. Все дети уже вовсю развиваются, изучают буквы, цвета и формы, а некоторые уже и английский. А моего никак не увлечь… Ребенок делает успехи, когда вы создаете для него зону ближайшего развития (то, что ребенок пока не умеет, но вот-вот научится). Превращайте все, чем занимаетесь, в увлекательную игру: «давай из буквы Д нарисуем домик». Встраивайте новое в привычную рутину: «смотри, какой большой автобус и какая маленькая машинка».Ребенок не умеет слушать чужих людей и не смотрит в глаза или смотрит, но урывками, и складывается впечатление, что он витает в облаках Если неврологических нарушений нет, то это просто особенность характера. Вообще для детей до трех лет нормально слушаться только родителей. Убедитесь, что ребенок чувствует себя в безопасности при общении с посторонними. Он должен знать, что мама всегда рядом и всегда придет на помощь. Следите, чтобы контакты проходили в комфортных для ребенка условиях.Мой ребенок слишком часто болеет и мало общается со своими ровесниками Не волнуйтесь, что ребенку будет недоставать общения. Детям младшего дошкольного возраста гораздо важнее гармоничное общение со значимыми взрослыми, чем с ровесниками. Мотивация к активному общению со сверстниками возникает ближе к школе.Витамин С для иммунитета, железо для интеллектуального развития, калий для нервной системы — без правильного питания развитие невозможно. Мой ребенок не умеет дружить с другими детьми Умение дружить — базовый жизненный навык. Сформировать его помогут сказки про дружбу, мультфильмы и простые ежедневные напоминания. Не заставляйте ребенка насильно делиться с другими своими игрушками и личными вещами, развивайте уважение собственных границ — это поможет научиться ценить и личные границы других. Мой ребенок никогда не может принять решение самостоятельно Ребенок научится принимать самостоятельные решения, если вы ему поможете в этом. Начните с малого: пусть малыш выбирает себе одежду, книгу для чтения или сок, который он хочет выпить на полдник. И очень важно поддерживать ростки самостоятельности: не критиковать ребенка, если он сделал что-то не так.Мой ребенок очень плохо воспринимает информацию и потом не может ее вспомнить. Хотя другим детям достаточно повторить 1-2 раза, и они уже запоминают. Например, если мы читаем с ним сказку несколько раз, то потом он не может вспомнить ее героев. Если я учу его различать цвета, он не запоминает их… Если физиологические причины такого поведения исключены, значит это просто особенности психического восприятия конкретного ребенка. Специальные методы помогают детям лучше усваивать и запоминать информацию: пересказать прочитанную сказку, вспомнить, что нарисовано на картинке, игра «чего не хватает» и т.д.Попробуйте также определить ведущий канал восприятия ребенка (аудиальный, визуальный, кинестетический) и направлять основной поток информации через него. Чтобы лучше запомнить сказку «Репка», одному ребенку надо ее услышать, другому — увидеть (картинки в книге), а третьему — потрогать (подойдет мини-представление с куклами). Малыш не может внятно передать свою мысль и после не может объяснить, что он хотел этим сказать В раннем возрасте это нормально. Чтобы внятно сформулировать мысль, ребенок должен овладеть сложным инструментом анализа и синтеза информации. Это важный этап развития, который, согласно теории Жана Пиаже, начинает формироваться с семи лет и заканчивается в четырнадцать. Помогут ребенку методики и пособия для развития логики и мышления: например, разложить картинки по последовательности действий, найти различия или общий признак, соединить аналогичные предметы. Больше полезных советов можно найти в видеороликах, которые выходят при поддержке бренда «Добрый». Фото: Shutterstock.com