Психолог из Лундского университета (Швеция) провела исследование, в котором выявила зависимость школьных оценок от личных качеств учеников. Успехи детей в школе разные: кто-то учится лучше, кто-то - хуже. Однако, бывают случаи, что дети с одинаковым уровнем IQ, одинаковой обстановкой дома и учащиеся у одного и того же учителя получают абсолютно разные оценки. Почему так происходит, решила выяснить психолог Пиа Росандер из Лундского университета (Швеция). В ходе исследования она выявила связь между личными качествами школьников и их оценками и научилась прогнозировать финальные оценки учеников, основываясь на результатах проведенного исследования. Пиа Росандер провела тестирование на выявление особенностей личности, в котором приняли участие 200 школьников старших классов (16 лет). Три года спустя, когда тестируемые сдали экзамены и получили свои финальные баллы, психолог обнаружила тесную взаимосвязь между этими оценками и личными качествами каждого из учеников. В психологии личности есть такое понятие "большая пятерка" - пять общих для всех людей качеств: открытость опыту, добросовестность, экстраверсия, нейротизм и доброжелательность. Эти качества определяют поведение человека и являются устойчивыми, что означает неизменность в любой ситуации. Как выяснилось, одно из качеств, напрямую связанное с высокими оценками – добросовестность. То же можно сказать и о нейротизме, свидетельствующем о том, что во время учебы учениками двигает страх. Вопреки ожиданиям, открытость опыту и любознательность - факторы, никак не связанные с высокими баллами. Пиа Росандер прокомментировала шведскую школьную систему: "В Швеции в школах поощряют в основном прилежных учеников и школьников, чей главный двигатель в обучении - страх получить плохую оценку. Для психики школьника, который весь период обучения пребывает в страхе, это не очень хорошо. Кроме того, страх за плохие отметки мешает глубокому изучению предмета, характерному для учеников, открытых и любознательных". Поэтому сейчас в школах лучше учатся обычно девочки, которые, как правило, прилежны, добросовестны и постоянно стараются понравиться преподавателям. Что касается мальчиков, то им, как правило, присущи любознательность и открытость, что, к сожалению, почему-то не влияет на положительность их оценок. По данным проведенного исследования у девочек замечена связь между прилежным отношением к учебе и высоким IQ. Удивительно, но у мальчиков все наоборот – добросовестные мальчики часто имели уровень IQ ниже, чем менее прилежные. Кроме того, выяснилось, что интроверты получают оценки выше, чем экстраверты. Пиа Росандер предположила, что поскольку у детей-экстравертов помимо учебы в жизни происходит еще много событий, на которые нужно обратить внимание, у них практически не остается времени на выполнение домашнего задания. По мнению исследователя, школьные учителя должны, наконец, понять, что личные качества - это то, на что не могут повлиять ни учителя, ни родители, ни сами ученики. Не стоит ставить оценки ученикам за то, что у них "те" или "не те личные качества", нужно подходить к этому вопросу трезво и с терпением. Источник: www.lunduniversity.lu.se