Опрос показал, что 75% российских учителей страдают от профессионального выгорания
© Depositphotos
Недавнее исследование помогло выявить, что три четверти учителей в России работают с симптомами профессионального выгорания. Такие педагоги чувствуют эмоциональную усталость и неудовлетворенность условиями и ресурсами для передачи своих знаний. Они имеют силы лишь для формального исполнения обязанностей, а к месту работы относятся отстраненно или даже негативно.
В опросе приняли участие 38 тысяч школьных учителей из разных регионов страны. И результаты этого исследования выглядят довольно печальными.
У 75% опрошенных есть симптомы выгорания, а 38% находятся в его острой фазе — то есть выгорание ощутимо влияет на их качество жизни и способность работать. Выгоранию оказались подвержены все школьные педагоги вне зависимости от стажа: и у молодых, и у опытных учителей его уровень примерно одинаков,
— сказано в итоговом документе.
К слову, педагоги были опрошены в ходе всероссийского исследования программы «Я Учитель», которая является частью Образовательной инициативы «Яндекса». Эксперты, ознакомленные с результатами, отмечают, что учителя подвержены выгоранию из-за специфики своей профессии. Работа с детьми требует высокого уровня эмпатии и эмоциональной вовлеченности. Именно поэтому так важно уделять внимание этой проблеме и вовремя оказывать помощь учителям.
Если учитель начинает уклоняться от работы или менее эффективно ее выполнять, вступает в конфликты с родителями учеников и коллегами, обезличивает детей и обесценивает их успехи и не хочет принимать участие в жизни школы, то, скорее всего, он находится в острой фазе эмоционального выгорания. В итоге это может закончиться уходом из профессии.
Поэтому высокий показатель выгорания, который выявило исследование, должен стать поводом для изменений, но не причиной для паники. Те учителя, которые прошли тест и попали в выборку исследования, не ушли из профессии ― значит, уже отчасти смогли справиться с выгоранием. Их состояние исправимо, с ним можно и нужно работать,
― отметил Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии здоровья Института междисциплинарной медицины Константин Бочавер.
Также исследование выявило, что выгорание педагогов чаще всего вызвано недовольством условиями работы, нехваткой амбициозных задач и возможностей для продвижения по карьерной лестнице. А вот из-за отсутствия похвалы со стороны коллег и обратной связи от руководителя многие не переживают. Плохо повлияла на текущую ситуацию и пандемия - возросла нагрузка на педагогов, однако этот труд был мало кем оценен.
Справится с проблемой можно. Желательно, чтобы руководители школ лучше налаживали рабочие процессы, предоставляли учителям возможности для профессионального роста, оказывали эмоциональную поддержку, просто беседуя с коллегами. Самим же педагогом желательно не забывать уделять время отдыху, найти время или место для того, чтобы переключиться с рабочих задач на остальную жизнь и даже поддерживать неформальное общение с учениками, чтобы не обезличивать их.
Фото: Depositphotos