Они лучше взаимодействуют с окружающими предметами, если видят, как они функционируют. Результаты нового исследования показали, что нечеловекоподобные приматы имеют примерно те же базовые знания об окружающих их вещах, что и трехлетние дети. При этом они быстрее понимают, как обращаться с предметами, если видят, как они устроены и работают. Статья ученых из Университета Св.Андрея опубликована в журнале PLoS One. Исследователи из Германии, Испании и Италии во главе с доктором Амандой Сид (Amanda Seed) попытались выяснить, как капуцины и некоторые виды шимпанзе воспринимают окружающий их мир. Ученые задались вопросом, знают ли изначально приматы о том, что предметы имеют некоторые абстрактные свойства, например, твердость или вес, или же они приобретают эти знания в процессе обучения и наблюдения за другими обезьянами. Приматам-участникам предстояло решить несложную задачу. Каждая обезьяна получила открытую коробку с двумя веревками, одной целой и одной – порванной. Обе веревки были присоединены к лакомству. Однако достать его можно было, только потянув за целую веревку. Затем приматы получили точно такую же коробку, только закрытую. Это лишало их возможности увидеть, что веревки присоединены к лакомству. Все виды приматов справились с задачей гораздо лучше, если коробка был открыта, и они видели, что целая веревка присоединена к лакомству. При этом они именно анализировали имеющиеся визуальные данные, а не учились на опыте сородичей. Внимательно рассмотрев устройство коробки и убедившись, что с лакомством соединены обе веревки, обезьяны сразу же выбирали целую веревку. Следовательно, обезьяны осознают, что у предметов есть определенные свойства, которыми можно пользоваться, чтобы достичь желаемого результата. Если же обезьяна не видела и не понимала, как функционирует полученная ею коробка, ей было гораздо труднее справиться с добыванием лакомства. Позднее исследователи провели точно такой же эксперимент с 48 детьми, по 12 в каждой из 4 возрастных групп: 2,5 года, 3,5 года, 5,5 лет и 6,5 лет. В целом, все дети справились с заданием лучше, если коробка оставалась незакрытой. При этом самые лучшие результаты показала группа 3,5-летних детей. По словам исследователей, трехлетним детям точно так же, как и приматам, сложно понять и запомнить, что и как делать с предметом, если они не видят всю его функциональность в действии.