Исследователи выявили острый дефицит учителей английского языка в России
Количество преподавателей иностранных языков в России не хватает для того, чтобы обучить им всех желающих. И наиболее остро данная проблема ощущается теми, кто интересуется английским. К такому выводу пришли специалисты Регионального центра лингвистических исследований (РЦЛИ) по итогам собственного анализа.
На одного преподавателя иностранного языка в российских учебных заведениях в среднем приходится 25-28 учеников, при оптимальном соотношении – 1 к 10-13 ученикам,
- сообщается в отчете РЦЛИ.
Всего в стране, по данным исследователей, иностранные языки изучают 35 млн человек, из которых около 16 млн отдают предпочтение английскому. В среднем по России на одного преподавателя английского приходится 15,5 учеников, однако если глубже взглянуть на ситуацию в регионах, то картина будет уже не такой радостной. Заметим, что предмет хорошо усваивается тогда, когда в группе изучающих присутствует не более 13 человек.
Самый высокий уровень дефицита учителей английского отмечен в регионах Северного Кавказа, а также в ряде регионов Сибири и Урала. Наиболее остро ситуация обстоит в Кабардино-Балкарии, где на одного преподавателя иностранного языка приходится в среднем 30,3 учащихся. Близкие показатели в Забайкальском крае – 28,7, немногим лучше ситуация в Красноярском крае – 26,6. Десятку замыкает Ставропольский край,
- сказано в пресс-релизе от РЦЛИ.
Ученые отметили, что ранее они проводили другое исследование под названием «Самые англоговорящие города России». И тогда в этот список не вошел ни один из перечисленных выше регионов.
Ученые отметили несколько наиболее острых причин нехватки педагогических кадров в регионах РФ.
Так, например, в регионах Северного Кавказа произошел всплеск рождаемости. Школьников стало больше, а вот молодые учителя работать по специальности в родных городах и селах не хотят.
Иначе происходит на Урале и Сибири. Там, наоборот, рождаемость упала. В результате, закрываются сельские школы. Учителя должны переходить на работу в город. Однако большинство преподавателей сельских малокомплектных школ - пенсионеры, а они не всегда желают и могут менять место жительства.
Негативную роль играет и ситуация в сфере образования. Зарплата учителей в регионах, где дефицита не ощущается, гораздо выше, чем в уже названных проблемных субъектах.
Кстати, отметили исследователи и еще одну тенденцию:
Среди преподавателей лингвистических школ и курсов английского языка едва ли наберется 20% специалистов, имеющих квалификацию «педагог», или «методист». В профессию всё чаще приходят люди, образование которых вовсе не связано с педагогикой и лингвистикой,
- говорит Анна Старостина, специалист аналитического ресурса SchooRate.
Она сожалеет, что многие выпускники педагогических университетов не хотят работать по специальности, хотя их профессия востребована.
С 2020 года, когда английский язык будет обязательным при сдаче ЕГЭ, можно прогнозировать увеличение числа изучающих как минимум на 20%,
- отмечает аналитик РЦЛИ Мария Буторина.
Отметим, в исследовании были использованы данные Министерства образования РФ, рейтингового аналитического ресурса SchoolRate, статистика ВШЭ (индикаторы образования), а также собственные данные РЦЛИ.