Для полноценного запоминания новой информации ребенку требуется подремать минимум полчаса. Маленькие дети большую часть суток проводят во сне. Помимо ночного сна, ребенок дремлет в среднем около 4 часов еще и днем. Исследование немецких ученых из Рурского университета и их британских коллег из Университета Шеффилда позволяет предположить, что эти короткие периоды дневной дремоты – от 30 минут до 2 часов каждый – нужны для закрепления информации, полученной во время бодрствования. Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences . Исследователи оценили, как сон влияет на обучение и память 216 здоровых детей в возрасте от 6 до 12 месяцев. Они дважды навещали каждую семью: один раз – сразу после дневного пробуждения, второй раз – непосредственно перед засыпанием. При первом визите детям показывали, как играть с куклой, которая надевается на руку – как ею управлять и как ее снимать с руки. Во время второго визита – через 4 или 24 часа – исследователи проверяли, как дети усвоили новые для них навыки. Выяснилось, что дети, которые ложились спать после игры, чаще вспоминали, как управляться с куклой, чем те, с кем ученые играли уже после сна. И даже через 24 часа эта разница была существенной. Интересно, что те младенцы, которые после обучения спали меньше 30 минут, не отличались от тех, кого обучали уже после сна. На основании этого авторы предположили, что для полноценного «переваривания» новой информации ребенку требуется минимум 30 минут подремать. Исследователи продолжат свою работу, теперь они намерены выяснить, влияет ли сон на количество запоминаемой информации и на способность долго ее удерживать в памяти. Но уже сейчас они советуют родителям иметь в виду, что детям после познавательной нагрузки необходимо дать выспаться – не только потому, что они устали, но и потому, что их мозгу нужно время, чтобы разложить всё полочкам.