Опубликовано 28 мая 2013, 16:00

Обязательная школьная форма

Поможет ли ученикам введение одинаковой одежды выучить бином Ньютона? Об этом и многом другом говорили на встрече, посвященной школьной форме, педагоги Москвы.
Обязательная школьная форма

Обязательная школьная форма

21 мая 2013 года состоялась открытая встреча Дискуссионного клуба PublicPost по вопросу предложения утверждения стандартов единой школьной формы. В обсуждении проблемы участвовали:
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования "Царицыно", Народный учитель Российской Федерации;
Казарновский Сергей Зиновьевич — директор образовательного центра-школы №686 "Класс-центр";
Алексей Георгиевич Левинсон — руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра";
Виктор Александрович Гуружапов — завкафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, доктор психологических наук.

Регионам предлагается с 1-го сентября 2013 года вводить единообразную школьную форму. Подробности в законопроекте не уточняются, обговаривается её необходимость. Формулировка депутатов следующая – «требования к одежде учащихся должны устанавливаться с целью обеспечения удобной и эстетичной одеждой, формирования у них чувства принадлежности к общеобразовательной организации, повышение психологического настроя учеников на учёбу, закрепление светского характера образования, устранение социального, имущественного и религиозного различия между учащимися, укрепление их сплочённости и дисциплины. Введение школьной формы никаких бюджетных расходов не повлечёт». Вопрос о том, зачем вводить форму, отменённую в 92 году, остается открытым.

Ваше личное отношение к законопроекту?

Рачевский Е.Л.: В школе, где я работаю, 20 лет существует школьная форма. В начальной школе – это жилетки вишнёвого цвета, в подростковой – синего, в старшей школе формы как таковой нет. В начальной школе решение о наличии формы принимали родители, подросткам можно было «объяснить», а старшеклассники, проведя референдум в 1993 году, от формы отказались. Лично я «за» школьную форму по ряду причин:
– отсутствие школьной формы вредит результатам ЕГЭ. Современная текстильная промышленность под влиянием модных тенденций делает джинсы для девочек с низкой посадкой (талией). Расстояние между блузкой и джинсами порядка 20 сантиметров. Мальчики смотрят на своих одноклассниц и совершенно не могут сосредоточиться на биноме Ньютона.
– школьная форма – это серьёзная экономия семейного бюджета. Это колоссальное освобождение мамы и папы от поиска вещей, которые требует их чадо. А это тот самый возраст, когда ребёнок начинает думать, что его уникальность отражается в том, как он выглядит и что на нём надето.

Также я считаю, что должен существовать ряд принципов,  которые нужно соблюсти в случае внедрения идеи обязательной школьной формы для всей территории нашей страны:
– она должна быть скромной. Быть спокойной цветовой гаммы, не кичливой – ни желтой, ни оранжевой, ни малиновой;
– ткань должна быть экологически чистой, безвредной, из натуральных материалов, безопасной для организма ребёнка;
– недорогой и доступной, это немаловажный и существенный фактор;
– комфортной и практичной при двигательной активности ребёнка;
– форма должна иметь несколько вариантов – зимний, летний, спортивный;
– должны быть прописаны и оговорены механизмы безвозмездного распределения школьной формы для малообеспеченных категорий граждан, которым тяжело приобрести ее самостоятельно.

Казарновский С.З.:  Моё отношение к введению обязательной школьной формы отрицательное, но отрицательное в плане, что «все должны переходить». Государство наделило современные школы многими полномочиями, сейчас существует управляющий совет школы, мы сами решаем, когда начинаются каникулы, когда заканчиваются, школы проводят тендеры и т.д. Так неужели при наделении школы таким объёмом свободы вопрос с формой нельзя доверить ей самой? Не надо нам в этом помогать. Вот в нашем учебном заведении дети переодеваются раза 4 в день, это связано с тем, что половина образования у нас дополнительное – художественное мастерство, сценическое движение, и в этом случае у нас форма бы перестала иметь смысл. А если к вопросу социального и имущественного неравенства – вот пришли все дети в школу, достали каждый свой мобильный телефон, либо иной гаджет – на этом и закончится весь разговор о равенстве.  

letidor_01.jpg

letidor_01.jpg

1 из 5

ПредыдущаяКакое влияние оказывает форма одежды на процесс успеваемости и сознание ученика?