Обязательная школьная форма
Обязательная школьная форма
21 мая 2013 года состоялась открытая встреча Дискуссионного клуба PublicPost по вопросу предложения утверждения стандартов единой школьной формы. В обсуждении проблемы участвовали:
Рачевский Ефим Лазаревич — директор центра образования "Царицыно", Народный учитель Российской Федерации;
Казарновский Сергей Зиновьевич — директор образовательного центра-школы №686 "Класс-центр";
Алексей Георгиевич Левинсон — руководитель отдела социокультурных исследований "Левада-центра";
Виктор Александрович Гуружапов — завкафедрой педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, доктор психологических наук.
Регионам предлагается с 1-го сентября 2013 года вводить единообразную школьную форму. Подробности в законопроекте не уточняются, обговаривается её необходимость. Формулировка депутатов следующая – «требования к одежде учащихся должны устанавливаться с целью обеспечения удобной и эстетичной одеждой, формирования у них чувства принадлежности к общеобразовательной организации, повышение психологического настроя учеников на учёбу, закрепление светского характера образования, устранение социального, имущественного и религиозного различия между учащимися, укрепление их сплочённости и дисциплины. Введение школьной формы никаких бюджетных расходов не повлечёт». Вопрос о том, зачем вводить форму, отменённую в 92 году, остается открытым.
Ваше личное отношение к законопроекту?
Рачевский Е.Л.: В школе, где я работаю, 20 лет существует школьная форма. В начальной школе – это жилетки вишнёвого цвета, в подростковой – синего, в старшей школе формы как таковой нет. В начальной школе решение о наличии формы принимали родители, подросткам можно было «объяснить», а старшеклассники, проведя референдум в 1993 году, от формы отказались. Лично я «за» школьную форму по ряду причин:
– отсутствие школьной формы вредит результатам ЕГЭ. Современная текстильная промышленность под влиянием модных тенденций делает джинсы для девочек с низкой посадкой (талией). Расстояние между блузкой и джинсами порядка 20 сантиметров. Мальчики смотрят на своих одноклассниц и совершенно не могут сосредоточиться на биноме Ньютона.
– школьная форма – это серьёзная экономия семейного бюджета. Это колоссальное освобождение мамы и папы от поиска вещей, которые требует их чадо. А это тот самый возраст, когда ребёнок начинает думать, что его уникальность отражается в том, как он выглядит и что на нём надето.
Также я считаю, что должен существовать ряд принципов, которые нужно соблюсти в случае внедрения идеи обязательной школьной формы для всей территории нашей страны:
– она должна быть скромной. Быть спокойной цветовой гаммы, не кичливой – ни желтой, ни оранжевой, ни малиновой;
– ткань должна быть экологически чистой, безвредной, из натуральных материалов, безопасной для организма ребёнка;
– недорогой и доступной, это немаловажный и существенный фактор;
– комфортной и практичной при двигательной активности ребёнка;
– форма должна иметь несколько вариантов – зимний, летний, спортивный;
– должны быть прописаны и оговорены механизмы безвозмездного распределения школьной формы для малообеспеченных категорий граждан, которым тяжело приобрести ее самостоятельно.
Казарновский С.З.: Моё отношение к введению обязательной школьной формы отрицательное, но отрицательное в плане, что «все должны переходить». Государство наделило современные школы многими полномочиями, сейчас существует управляющий совет школы, мы сами решаем, когда начинаются каникулы, когда заканчиваются, школы проводят тендеры и т.д. Так неужели при наделении школы таким объёмом свободы вопрос с формой нельзя доверить ей самой? Не надо нам в этом помогать. Вот в нашем учебном заведении дети переодеваются раза 4 в день, это связано с тем, что половина образования у нас дополнительное – художественное мастерство, сценическое движение, и в этом случае у нас форма бы перестала иметь смысл. А если к вопросу социального и имущественного неравенства – вот пришли все дети в школу, достали каждый свой мобильный телефон, либо иной гаджет – на этом и закончится весь разговор о равенстве.