Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь. Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект - понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники. Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь. Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект - понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники. И такими собеседниками можете и должны стать вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша. Вы - самые замечательные исполнители песен, никакой чтец не может сравниться с вами в чтении стихов, и никакой «говорящий ящик» не научит говорить вашего малыша, потому что научиться речи можно только в общении. Внимание родителей к начальным этапам развития речи поможет не исправлять, а предупреждать нарушения речи.Первое полугодие: гукаем и гулимЭтап новорожденности. Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается. Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет. К концу этого этапа младенец уже реагирует на обращение к нему - он перестает плакать и смотрит на вас, когда вы с улыбкой склоняетесь над ним, у него появляется первая, пока еще робкая улыбка, которая обращена именно к вам. Появление первой социальной улыбки условно считается окончанием этапа новорожденности. Второй этап - от 5-6 недель до 3-4 месяцев. Это этап чувственного знакомства с миром. Малыш слушает, смотрит, воспринимает запахи, прикосновения, но собственная целенаправленная деятельность у него появится только к концу этого этапа. Звуки, которые издает ребенок, становятся более протяжными и певучими, и постепенно гуканье сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля». Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется "комплексом оживления" и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными – он весь устремится к вам. Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать. Понимание интонации: младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их - он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию. Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, их ритмический рисунок и многочисленные повторения привлекают его внимание. Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится – подстригание ногтей. Понимание интонации и ситуации – это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати. Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого. На что обратить внимание:** _ если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру. Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка. Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею. Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух». Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое. Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным. Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета – цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова.В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов. Вы можете помочь развитию лепета:** _ Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам. Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета. Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д. Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками. Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма». Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, "а-а-а" (спать) или "кс" (кошка) – так могут выглядеть первые слова ребенка. Постепенно в речи ребенка появляется все больше лепетных слов, которые представляют особый пласт русского языка, называемого "нянюшкин словарь" или язык нянь. Часть таких слов - например, дядя, мама, папа, баба - вошли в нашу "взрослую" речь, а другие, например, бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми. Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи. В этом возрасте происходит очень важные изменения и в понимании ребенком речи окружающих - он начинает обращать внимание на речь взрослых. На предыдущих этапах мы говорили о том, что ребенок понимает ситуацию. Теперь он начинает понимать речь в определенной ситуации, например, когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!» - малыш протягивает руку в ответ. Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу. Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам. Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем –прыг-прыг, покачаемся кач-кач. Приведем еще _ несколько простых правил, _ которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова: - Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие. - Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными. - Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения. - Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет. Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом. Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр – тормозят речевое развитие ребенка. Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, "ам", "биби", "киса", "бах". К 18 месяцам - словарь увеличивается до15 лепетных слов и звукоподражаний. К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов. В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, "папа дррр" (папа уехал на машине). Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры. Проблема только в том - какие? Чаще всего малоговорящих детей идут к неврологу, а тот выписывает стимулирующие медикаменты. Помощи нужно искать у логопеда, но и здесь проблемы - очень мало специалистов, которые умеют работать с детьми до трех лет.
Мы не о туши для ресниц, помаде, пудре и карандаше для бровей. Хотя для многих мам и это входит в категорию «обязательное» для поездки в роддом. Каждая будущая мама знает, что в роддом ей предстоит отправиться с сумкой всяких полезностей — от документов и гигиенических принадлежностей до одежды. А как же косметика, спросите вы. Наши эксперты в этом вопросе единодушны: есть средства, без которых сложно будет обойтись даже в течение нескольких дней. О бьюти-мастхэвах для роддома «Летидор» попросил рассказать Яну Лапутину, телеведущую, эксперта в области красоты, маму, совладелицу клиники «Время красоты», и Анну Рыжову, врача-косметолога, дерматовенеролога клиники «Время красоты».Советы мамыОпираясь на свой опыт, могу вам порекомендовать не собирать себе отдельный чемодан косметических средств для поездки в роддом. Скорее всего, до части этих вещей у вас не дойдут руки, а другая часть просто-напросто окажется ненужной в этой ситуации.Я бы обошлась следующим списком: влажные салфетки; тоник для лица; увлажняющий крем для лица: бальзам для губ; крем для размягчения кожи сосков; крем для тела против растяжек.Тестировать новые средства в больнице — не лучшая идея, ведь вы не сможете предсказать, какую реакцию они вызовут.Продукты на фото: очищающие успокаивающие влажные салфетки, Mustela; мазь «Бепантен», Bayer; детские влажные салфетки «Нежность хлопка», Johnson’s для детей; восстанавливающий стик для губ Xemose, Uriage; питательный бальзам для глубокого восстановления кожи губ Nutritic, La Roche-Posay; лосьон-тоник для лица «Комфорт», Thalion; крем против растяжек «Объятия нежности», Little Butterfly London; средство из ланолина Purelan™ 100, Medela; увлажняющий крем для лица с соком алоэ Hidraloe, Sesderma; насыщенный ультра-увлажняющий крем для лица, Topicrem; масло для профилактики растяжек, Weleda; эссенция-тоник с розовой водой, BaborСоветы косметологаВам решать, выбирать линейки для беременных или покупать обычную косметику. Главное, обращайте внимание на состав продукта. Желательно, чтобы средства не содержали искусственных красителей, консервантов, ароматизаторов и отдушек.Влажные салфетки Оптимальнее всего выбрать салфетки, которые подходят как для взрослых, так и для младенцев. У них кислотность близкая к рН детской кожи, в их составе должны быть растительные экстракты.Хорошо, если упаковка салфеток будет оснащена клапаном. Во-первых, это позволит дольше сохранить их влажными. Во-вторых, это максимально снизит их контакт с кислородом.Крем для сосковКожа сосков чрезвычайно нежная. Поэтому новоиспеченные мамы часто сталкиваются с такой проблемой, как трещины сосков. Это может случиться из-за неправильного прикладывания ребенка к груди, неаккуратного отжимания ребенка от груди, частого мытья сосков с использованием мыла. Чтобы избежать этих проблем и минимизировать неприятные последствия, стоит обзавестись специальным кремом.Обратите внимание на средства на основе ланолина. Этот натуральный продукт животного происхождения гипоаллергенен, а поэтому безопасен и для мамы, и для малыша. Кремы с ланолином можно использовать и на других сухих участках тела — губах, локтях, коленях.Тоник для лицаНаверняка вы знаете, зачем нужно использовать тоник для лица. Правильно, он выравнивает рН кожи, а еще смягчает и увлажняет ее после умывания. Выберите тоник по типу кожи. Хорошо, если он будет травяным. Средство с алоэ, розовой водой, ромашкой, календулой не только смягчит, увлажнит обезвоженную кожу, но и успокоит ее раздраженные участки.Крем для лица Я бы посоветовала отдать предпочтение именно увлажняющим кремам. Причина проста: во время родов наша кожа теряет очень много воды, и мы должны помочь ей как можно скорее восстановить свой водный баланс.Это может быть средство с легким антиэйдж-эффектом, но главными его свойствами должны быть увлажнение, снятие покраснений, успокаивание кожи. Прекрасно с этими задачами справляются кремы с экстрактами водорослей, витаминами, маслами.Бальзам для губ Кожа губ более чувствительная, чем любая другая. Все потому что у нее нет классического рогового, блестящего и зернистого слоя, а выходные протоки сальных желез имеются только в уголках рта.Ищите средства, которые обладают защитными и увлажняющими свойствами. За это отвечают кокосовое масло, карите, воск голубого лотоса, масло миндаля, жожоба, макадамии, авокадо. Также рекомендую присмотреться к бальзамам для губ с экстрактом какао. Этот ингредиент стимулирует синтез гиалуроновой кислоты и помогает поддерживать оптимальный уровень увлажнения кожи губ.Крем от растяжек Любой врач вам подтвердит: чем раньше вы начнете профилактику растяжек, тем серьезнее ваши шансы одержать победу в борьбе за красивое тело. Разумеется, стрии — это во многом генетическая история. Но также очень важно, как быстро вы набирали или теряли вес.Имейте в виду, после родов ваша кожа начнет стремительно сокращаться, и ей будет необходима помощь в виде крема. Экстракты растений, входящих в состав средств, и ланолин помогут восстановлению поврежденных волокон коллагена и эластина, снимут раздражение, успокоят кожу, смягчат ее. Это станет хорошей профилактикой появления новых стрий. Фото: Shutterstock/VOSTOCK Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!