Детские ноутбуки, поющие глобусы, говорящие буквари — эти жужжащие, свистящие, гремящие игрушки нацелены на развитие языковых навыков у детей. Только почему они не говорят? Достаточно высокие места в рейтинге полезных подарков занимают электронные и интерактивные игрушки, которые не только развлекают, но и якобы помогают развивать у детей языковые навыки. Однако все чаще звучат достаточно авторитетные высказывания, подвергающие сомнению продуктивность этих приспособлений для обучения малыша речи. Ученые против маркетологов: кто победит Чему вы верите больше: рекламному ролику в телевизоре или статье в научном журнале? В декабре 2015 года в «Журнале американской медицинской ассоциации» (JAMA Pediatrics) было опубликовано очередное исследование о детских игрушках. Работа ученых в очередной раз подтвердила, что электронные игрушки, которые реклама называет «развивающими языковые способности», таковыми не являются. Ученые выяснили, что когда родители играют с детьми в такие игрушки, они меньше говорят сами и меньше отвечают на детский лепет. И совсем иная ситуация складывается, когда семья играет в традиционные игрушки, собирает конструктор или читает книги. Маленькие дети также говорят меньше, когда играют с электронными игрушками. Исследование возглавляла Анна Соса (Anna V. Sosa), доцент кафедры коммуникативных навыков и расстройств университета Северной Аризоны (Флагстафф). Научный труд строился на растущем количестве изысканий, предполагающих, что электронные игрушки и электронные книги могут сокращать один из самых значимых видов взаимодействия родителей с ребенком — обычное общение словами. «Когда вы принесете гаджет, родители перестанут говорить», — отмечает Кэти Хирш-Пасек (Kathy Hirsh-Pasek), профессор психологии Темпльского университета (Филадельфия), которая не принимала участия в новом исследовании. Психолог самостоятельно обнаружила эту особенность электронных книг и игрушек.Значимый результат Анна Соса рассказала об экспериментах, в которых родители с детьми играли и общались. Испытуемые получили по три набора игрушек: электронные (детские ноутбуки, мобильные телефоны, говорящая ферма), традиционные (кубики, головоломки, пазлы на сельскохозяйственные темы), книги о цветах, формах и животных. – По подсчетам исследователей, когда использовались электронные игрушки , родители говорили с детьми около 40 слов в минуту. – Когда испытуемые играли с традиционными игрушками , они произносили 56 слов в минуту. – Когда родители читали детям книги , то они проговаривали 67 слов в минуту. Результаты были одинаковыми, независимо от пола или возраста ребенка, а также был ли родитель (почти все были матерями) общительным человеком или нет. «Моя догадка заключается в том, что когда родители разрешили ребенку взаимодействовать с игрушкой, они, что называется, оказались на обочине», — отметила исследователь. В случае с электронными игрушками родители использовали меньшее количество слов, которые имели бы отношение к содержанию игрушки, например: «О, это поросенок» или «амбар — красный». При этом в случае с книгами такие слова произносились более чем в четыре раза чаще, и с традиционными игрушками — более чем в два раза чаще. Анна Соса предположила:Исследование было небольшим — в нем участвовало всего 26 семей, большинство из них имели высшее образование. Исследователи предполагают, что в большей и разнородной группе результаты могут быть другими. Данный научный труд примечателен тем, что в нем стремились запечатлеть игру родителя с ребенком от 10 до 16 месяцев, находящихся в своих домах без посторонних наблюдателей. В течение трех дней родители играли с детьми с каждым из наборов игрушек два раза по 15 минут. Во время эксперимента в доме работало аудиозаписывающее устройство, которое не выключалось.