Привязанность – ключевой момент в отношениях ребенка с родителями с первых дней жизни. О том, как её сохранить, рассказывает психолог Людмила Петрановская. Людмила Петрановская — российский психолог, педагог и публицист, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования. В Санкт-Петербурге при поддержке семейного клуба Kokoko Club прошла лекция Людмилы Владимировны, посвящённая теории привязанности. «Летидор» прослушал лекцию и делится самыми важными знаниями. Что такое теория привязанности Основоположник теории привязанности – английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби. Он считает, что проблемы поведения детей, их адаптации в обществе, агрессия подростков возникают из-за нарушения отношений ребенка с родителями. Картина отношений ребенка с близким взрослым отражает картину поведения животных в естественных условиях. У млекопитающих, подобно людям, роль матери заключается не только в том, что она кормит своего детеныша, а в том, что она окружает ребенка теплом и заботой. Так и по словам Людмилы Петрановской, теория привязанности сводится к тому, что пока детеныш не может позаботиться о себе сам, о нем заботится взрослый. У взрослого есть потребность заботиться, он чувствует ответственность за малыша. Эта ответственность заставляет его реагировать на крик ребенка, получать удовольствие от общения с ребенком, испытывать радость, умиление.Вспомните момент, когда вы были на своего ребенка очень злы, и в этот момент никакой особой любви вы к нему не чувствовали, а напротив — глаза б не видели. В момент, когда не хватает терпения, негативные эмоции преобладают над чувством любви. Но, если ребенок в этот момент упал и ударился, вы немедленно броситесь к нему и начнете помогать — вот это как раз и есть привязанность. Привязанность сильнее. Это более мощная вещь, чем любовь.Теория привязанности – процесс формирования автономии из абсолютной зависимости. Она не подразумевает поступление в лучший университет или реализацию своего творческого потенциала. Это механизм, с помощью которого зависимость от родителя постепенно превращается в автономию. Ребенок, который ничего не может, получает заботу взрослого с младенчества и, благодаря этой заботе, становится более самостоятельным.Теория привязанности — история про подражание родителям Теория привязанности говорит о том, что у большей части биологических видов, в том числе и у нашего, детеныши появляются на свет слишком незрелыми, и детство – это тот период жизни, когда они нуждаются в постоянной опеке взрослого. Привязанность заставляет детёныша животных проявлять «поведение следования», то есть желание быть рядом со своим взрослым, желание выполнять его указания, слушаться его, соответствовать его ожиданиям, нравиться ему. У человека этот процесс не сводится к простому физическому следованию, это сложный психический комплекс. Прежде чем детеныш сможет позаботиться о себе сам, ему нужно время на обучение. Подражание родителям – основной мощный механизм обучения. Теория привязанности — это не инструкция, следуя которой вы станете идеальным родителем, а ваш малыш — идеальным ребёнком Теорию привязанности не следует воспринимать как некий алгоритм или способ достижения идеального результата. И желание использовать её в таком ключе не приведет к достижению какого-либо результата. Поэтому многие родители расстраиваются, считая, что данный механизм не работает. Дети болезненно переживают это, они чувствуют, что из них пытаются кого-то вырастить.Когда родитель слишком вовлечен в жизнь ребенка, он контролирует каждый его шаг, мысли, настроение. И когда приходит осознание того, что родитель буквально достал своего ребенка фразой «надень шапку», но уже не может остановиться, называется состоянием «созависимости». Тут важно вернуть внимание к самому себе.Теория привязанности – это теория следования Жизнь и интересы взрослого не менее важны, чем интересы детей. Не стоит бабушке уходить с любимой работы ради того, чтобы водить внучка по секциям и кружкам.Взрослые живут своей жизнью. Детям может что-то не нравится. Ведь у всех разная жизнь: кто-то все время переезжает, кто-то путешествует, кто-то сидит в деревне, кто-то в городе, кто-то много/мало работает, у кого-то много/мало денег. Взрослые имеют право жить своей жизнью, выбирать свои приоритеты, ценности, а дети должны адаптироваться. Адаптирование детей к условиям жизни взрослого – одно из составляющих теории следования. Теория привязанности — это поиск баланса Важным моментом в теории привязанности является поиск синтеза, который будет состоять в том, что родители имеют право жить своей жизнью, дети имеют право когда-то расстраиваться по этому поводу, даже быть недовольными. Здесь родители обязаны помогать детям это пережить. Когда родители говорят: «Чего ты хочешь? Твое дело маленькое, мы зарабатываем, поэтому ты молчи» —это нижний слой, тезис. А когда: «Ах, деточка расстроилась, все отменяется, будем делать все, чтобы деточка не расстраивалась» — это второй слой, антитезис.Другими словами, это внимание к чувствам ребенка, это готовность быть с ним в эмоциональном контакте, уважение к тому, что может что-то нравиться или не нравиться, принятие его потребностей, но при этом не за счет отказа от себя и не за счет отношения к себе как к средству.Теория привязанности про становление ребёнка как личности Самое важное — это уважение друг к другу. Следует принимать тот факт, что разные люди могут по-разному обращаться с ребенком. Очень часто я слышу, что важно единство в семье, чтобы все хотели ровно одного и того же. Не думаю, что важно, чтобы все хотели одного и того же и ровно одинаково вели себя с ребенком.Если ваш муж остается с ребенком в ваше отсутствие, то пускай он по-своему себя ведет с сыном/дочерью. А когда вы сами остаетесь с ребенком, то ваш подход может быть иным. Родители должны уважать друг друга и понимать, что каждый хочет для ребенка только хорошего, пускай средства воспитания у каждого могут отличаться. Ядро теории привязанности – это идея ребенка как становящейся субъектности, сначала зависимой, а потом становящейся независимым существом.Права детей – это уже второй уровень. Но сознание их субъектности, сознание того, что у них есть выбор, свои ценности – это задача, которую предстоит решить еще многим семьям. Фото: Depositphotos.ru, Legion-media.ru, скриншоты лекции.