Запрет бэби-боксов поддержали в Правительстве РФ
Вскоре родители могут лишиться возможности оставлять своих детей в анонимных ящиках при больницах.
Сенатор Елена Мизулина сегодня на своем официальном сайте сообщила, что Правительство РФ дало положительный отзыв на ее законопроект, который предлагает запретить создание и содержание специализированных мест, где родители могут анонимно оставить ребенка. Речь идет о так называемых бэби-боксах.
Документ был подготовлен Еленой Мизулиной совместно с экспертами общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление». Он вносит изменения в ст.14.2 и 15 КоАП РФ. За создание бэби-боксов предлагается штрафовать на суммы от 1 млн. до 5 млн. рублей. Если речь будет идти о юридическом лице, то возможно приостановление его деятельности на срок до 90 суток.
«Целесообразность принятия законопроекта обусловлена необходимостью выполнения Российской Федерацией положений Конвенции о правах ребенка, поскольку существование в ряде субъектов Российской Федерации специально создаваемых мест для оставления детей после рождения нарушает статьи 6-9 и 19 данного международного договора. Правительством Российской Федерации законопроект поддерживается при условии его доработки с учетом имеющихся замечаний», — говорится в официальном отзыве Правительства РФ. Законопроект был внесен в Госдуму 1 июня 2016 года.
«Я признательна Правительству за то, что оно поддерживает этот законопроект, — отметила Елена Мизулина. — Все указанные в официальном отзыве замечания могут быть легко устранены ко второму чтению».
Напомним, бэби-бокс — это специальная открывающаяся ниша с удобной для новорожденного кроваткой. Их создают в зданиях медучреждений. Ящик устроен так, что открыть его снаружи можно только в том случае, если он пустой. Когда внутрь кладут ребенка, буквально через несколько секунд дверца блокируется. В помещении раздается сигнал о поступлении младенца, после чего квалифицированный медработник принимает ребенка и оказывает ему необходимую помощь. Все происходит анонимно.
Сенатор уверена: государство не должно поощрять отказы от новорожденных. «Практика тех стран, которые в разные время прибегали к использованию бэби-боксов, показывает, что после появления возможности для анонимного оставления детей число отказов от детей резко возрастало», — убеждает Елена Мизулина. Кроме того, на ее взгляд, повышается риск торговли детьми, ведь контролировать бэби-боксы невозможно, иначе нарушится анонимность приносящего ребенка в ящик. «Навсегда нарушается право ребенка на идентичность, то есть право ребенка знать, кто его биологические родители, каково его происхождение. Для решения проблемы подкидышей нужно вместо создания комфортных условий для отказа от ребенка сместить акцент на усиление поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», — уверена Мизулина.
Заметим, что сейчас в России довольно неоднозначно относятся к существованию бэби-боксов. В одних регионах эту инициативу поддерживают, а в других запрещают. Сторонники этой идеи считают, что она позволяет спасти жизни новорожденных, так как мать может принять решение не убить нежелательное чадо, а отнести его в больницу. В частности, существует другой законопроект, наоборот, наделяющий беби-боксы государственным статусом. В тексте документа сказано, что органы госвласти субъектов РФ «могут создавать безопасные для жизни и здоровья ребенка специализированные места для анонимного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста шести месяцев». А, например, весной губернатор Подмосковья Андрей Воробьев отмечал, что бэби-бокс, установленный в Люберцах, спас более 20 детей, и собирался установить в региональных больницах еще пять.
Даже сама Елена Мизулина некогда поддерживала идею бэби-боксов и была соавтором законопроекта 2011 года, предусматривающего создание «специализированных мест для анонимного оставления ребенка». Согласно документу, регионы могли бы «создавать безопасные для жизни и здоровья ребенка специализированные места для анонимного оставления ребенка после его рождения, но не более чем до достижения им возраста шести месяцев». При этом мать ребенка освобождалась от уголовной ответственности по статье об оставлении в опасности.
Читайте также:
Первый в мире ребенок с ДНК трех родителей родился в Мексике