Прививки: реакции и осложнения
Один из распространенных аргументов против прививок – мы не будем их делать, мы боимся осложнений. Понятно, что любая вакцина – сложный иммунопрепарат, который, по всем законам физиологии, обладает не только прямым, желательным эффектом, но и побочными действиями. Тем не менее, осложнения после вакцинации встречаются нечасто, зато родители часто путают этот термин с другим – реакциями на прививку. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Вариант нормы
Реакция на прививку – это вариант нормального ответа организма на введенные в него вещества. Если учесть, что в некоторых случаях вводят инфекционные агенты (ослабленный патогенный вирус или особый вакцинационный штамм), то и понятие нормальности следует рассматривать именно с этой точки зрения. Ускоренная, стимулированная выработка иммунитета редко проходит бесследно, а именно эту цель преследуют вакцины.
Один из важных признаков реакции – она самостоятельно и бесследно проходит в течение 1-2 дней. Важен и фактор времени, например, подъем температуры тела через 2 недели после прививки, скорее всего, к самому иммунопрепарату уже никакого отношения не имеет.
Все реакции можно разделить на две группы: местные, то есть возникшие в месте введения препарата, а также общие, генерализованные, то есть уже упоминавшийся ответ организма в целом. К местным реакциям можно отнести локальное покраснение, отек, боль, уплотнение кожи, увеличение ближайших лимфоузлов. К общим – повышение температуры, нарушения сна, снижение аппетита, головную боль и головокружение, сыпь, у маленьких детей – немотивированный плач.
Местная реакция во многих случаях возникает не на препарат, а на сам факт инъекции. Это было показано в нескольких исследованиях. Группам добровольцев вводили физраствор или вакцину, но ни сами доктора, ни участники не знали, что конкретно вводят (это называется «двойное ослепление»). Выяснилось, что местная реакция возникала в обеих группах, хотя, по идее, в группе, получавшей физраствор, ее не должно было быть. Еще один интересный факт, установленный в ходе исследований: если человек негативно настроен к врачам, инъекциям или прививкам, вероятность развития у него местной реакции выше. Даже в том случае, если ему колют «пустышку».
Об основных вакцинах, применяемых десятилетиями, накоплено достаточно много информации: хорошо известно, какие именно реакции и с какой частотой они могут вызывать. Информацию об этом можно найти в инструкции к препаратам, на сайтах регуляторных органов (CDC – в США, EMA – в Евросоюзе, Росздравнадзор и Роспотребнадзор – в РФ) и производителей.
Например, вакцина против гепатита А вызывает временную потерю аппетита у 1 из 12 детей. Вакцина против вируса папилломы человека вызывает боль в месте введения у 9 из 10 вакцинированных. Комбинированная вакцина против кори, краснухи и ветрянки может спровоцировать появление сыпи у каждого 20-го привитого и увеличение шейных лимфоузлов у каждого 75-го.
То, что все эти реакции учтены и посчитаны, не означает, что они обязательно должны появиться с указанной частотой. Все подобные исследования – ретроспективные, то есть они фиксируют, что происходило раньше. Многолетний мониторинг показывает, что в общем и целом частота реакций на вакцины постепенно уменьшается, а резкие скачки чаще всего связаны либо с нарушением процедуры вакцинации, либо с низким качеством препарата.
Поствакцинационные осложнения – это уже патология. Они намного опаснее реакций, но, к счастью, и встречаются намного реже.
Так, осложнением будет анафилактический шок или резкое падение артериального давления (коллапс), возникающие непосредственно после введения вакцины («эффект на кончике иглы»). Однако и шок, и коллапс могут развиться в ответ на введение и других лекарственных средств, будь то местные анестетики или антибиотики. Отличительная особенность таких ситуаций – их невозможно предсказать. Поэтому вакцинация проводится в кабинетах, оборудованных всем необходимым для оказания неотложной помощи, а проводят ее обученные медицинские работники.
К сожалению, нередко осложнения могут стать следствием неправильного хранения вакцин или нарушения техники вакцинации, например, при внутримышечном введении препарата, который должен вводиться внутрикожно. Осложнением чревато нарушение противопоказаний к вакцинации, например, прививка во время острого инфекционного заболевания.
Учет осложнений также ведется, причем эту информацию собирают не только регуляторные органы страны, но и Всемирная организация здравоохранения. На основе анализа этой информации делаются соответствующие коррективы – отзываются те или иные вакцины, изменяется их состав или методика прививания. Так что профилактические прививки – это не нечто заскорузлое, не изменяющееся десятилетиями, это гибкий и постоянно адаптирующийся под новые условия механизм.
Так, известно, что пневмококковые вакцины пока что не спровоцировали ни одного осложнения за всё время наблюдений, а АКДС, к которой обычно предъявляется больше всего претензий, может вызвать судороги с частотой 1 на 14 тысяч, а гиперпиретическую лихорадку (с температурой тела 40°С и выше) – с частотой 1 на 16 тысяч. Коревая вакцина может стать причиной 1 энцефалита на каждые 10 миллионов доз, а генерализованная инфекция, вызванная вакцинационным штаммом БЦЖ – 1 на 1 миллион доз, но при условии, что препарат введен не внутрикожно, как положено по инструкции.
По крайней мере, эту информацию никто не скрывает, её можно легко найти в открытых источниках. В ДТП ежегодно гибнет на несколько порядков людей больше, чем от осложнений прививок, однако никто не отказывается ни от личного транспорта, ни от общественного.