Здоровье4 мин.

Подросток не выговаривает «Р»: можно ли исправить или уже поздно

Шансы есть

© Depositphotos

К логопеду чаще ходят дошкольники и младшие школьники. Произношению подростков родители уделяют куда меньше внимания, а зря. Неверное произношение звуков может стать причиной множества комплексов: ребенок будет стесняться знакомиться с другими, отвечать на уроках, общаться с друзьями. Реально ли помочь подростку справиться с непокорным грассирующим «Р» или время уже потеряно и можно махнуть рукой?

Разобраться помогла Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti.

Ирина Березовская, логопед сети клиник доказательной медицины DocDeti

Нужно ли вообще исправлять звукопроизношение у подростка?

Отнюдь не каждый подросток станет изгоем в группе сверстников только лишь по причине ротацизма (картавости). Подростки с повышенной впечатлительностью, замкнутые, нерешительные, испытывающие трудности в установлении отношений действительно могут испытывать дискомфорт в обществе из-за дефектного произношения.

Конечно, истинной причиной отсутствия коммуникабельности становятся особенности характера подростка. Но если к этому добавить еще и нарушение произношения, то ситуация усугубится.

В итоге дефектное произношение становится источником постоянной психической травматизации, может привести к кардинальным расстройствам в психике подростка и различным видам неврозов. На почве болезненной фиксации внимания на своем произношении может развиться даже невротическое заикание.

Но в такой ситуации одной логопедической коррекции недостаточно. Подростку в таких случаях должна быть оказана еще и помощь детского психоневролога или психолога.

© Depositphotos

Почему подросткам сложнее исправить «Р»

Несмотря на то что это реально, есть ряд проблем, которые касаются именно тинейджеров:

  • Отсутствие информации о том, куда обратиться, где найти логопеда, который будет заниматься с подростком или взрослым.

  • Популярное мнение (к сожалению, в том числе и у педагогов), что закрепившееся неверное произношение у подростка или взрослого уже невозможно исправить.

  • Нежелание логопедов работать с такими детьми. Специалисты стараются отказаться от взрослого пациента, обратившегося по поводу ротацизма. Видимо, специфика работы со взрослым или подростком непривычна для логопеда, у них нет достаточного опыта практической и психологической работы со взрослыми пациентами.

© Depositphotos

Логопедическая помощь по исправлению звукопроизношения у подростков и взрослых ненамного отличается от формирования звуков у детей и младших школьников.

Для произнесения правильного звука «Р» требуются тонкие и дифференцированные движения языка. Этот звук является одним из самых трудных звуков русского языка по своим артикуляторным параметрам.

Если в детском возрасте (к 3-5 годам) звук не был сформирован правильно, то ребенок, а затем и подросток вместо правильного звука закрепляет дефектное.

Как все происходит

Сначала специалист займется постановкой звука.

Используя специальные инструменты, зеркало, а порой и собственные руки, он покажет, в каком положении должны находиться все органы артикуляции (язык, губы, зубы) для верного произношения.

Чтобы научиться фиксировать это положение и произносить проблемный звук изолированно, необходимо приложить усилия. Во-первых, нужно будет «научить» все органы речи принимать верное положение, поэтому врач предложит специальную зарядку, артикуляционную гимнастику, выполнять которую хорошо бы не только на приеме у логопеда, но и дома.

Для активизации артикуляционных мышц можно выполнять следующие упражнения:

• несильно (но ощутимо) покусать кончик языка;

• прижать язык к нёбу, а затем часто и сильно пощелкать;

• прижать высунутый язык к губе и выдохнуть струю воздуха, создавая вибрацию.

• широко открыть рот и часто, с усилием, произносить звуки «Д» и «Т».

Первое время правильное произнесение трудного звука будет требовать усилий, далеко не сразу все начнет получаться естественно и само собой.

Следующий этап – постепенное вставлять звук в речь.

Пора переходить к слогам, в упражнениях оттачивая соединение согласного со всеми гласными, потом к освоению произношения трудного звука в начале слова, в конце и в середине.

Специалист также подберет упражнения и чистоговорки в соответствии с успехами и в нужной для автоматизации последовательности.

Третий этап – автоматизация речи, последний шажок к правильному и красивому произношению. Подростку предстоит научиться использовать свой новый звук в речи, да так, чтобы это получалось легко и непринужденно.

Всегда и везде нужно будет следить за тем, чтобы полученные навыки нашли применение на практике и новый звук радовал слух.

Поставленный и отработанный звук постепенно приживется и уже никогда не будет смущать или обращать на себя повышенное внимание окружающих.

Бывает, что даже после закрепления звука в свободной речи подросток все же сохраняет и дефектный звук. И в зависимости от речевой ситуации общения пользуется двумя вариантами звука.

Окружающие могут заметить резкие, как кажется подростку, изменения в его речи. Поэтому полностью перейти на новый звук рекомендуется после каникул, так как после некоторого перерыва в общении такие изменения в речи не будут привлекать всеобщего внимания.

Фото: Depositphotos