Право5 мин.

Как вернуть деньги за некачественные услуги детского стоматолога

Советы юриста

© Depositphotos

Злой стоматолог с кривыми руками — кошмар взрослых и детей. Столько слез пролито, сколько сил и денег потрачено, чтобы залечить зубы — и пожалуйста: воспаление, температура, и снова слезы! Похоже, что добрый доктор Айболит оказался Бармалеем, и дорогостоящая стоматологическая услуга оказана, мягко говоря, некачественно. Что делать? «Летидор» спросил совета у эксперта.

Страшный сон практически любого ребенка — это поход к стоматологу. И каким бы ни был врач, для малыша это большой стресс, и никакие леденцы на прощание не скрасят те переживания, которые испытывает ребенок, покидая кабинет дантиста. Но что, если лечение зубов малыша становится страшным сном уже для родителей? Как действовать в таком случае, рассказывает юрист Анна Тарасенкова.

Анна Тарасенкова, юрист, специалист по налогообложению, журналист, автор более 40 популярных книг о праве.

Если речь идет о некачественно залеченном зубе у ребенка, то ответ очевиден: отправляйтесь к другому стоматологу. (Нельзя же просто сидеть и ждать, когда дойдет до «неотложки», а обращаться к тому, кто один раз уже «напортачил», вряд ли разумно).

Обращение в другую клинику помогает решить две задачи. Во-первых, все-таки залечить зуб. Во-вторых, получить необходимые данные для дальнейшего отстаивания прав. В частности, просите (и даже требуйте, если это необходимо), чтобы в медицинской карте были отражены:

  • жалобы ребенка;

  • текущее состояние полости рта: зубов, десен, челюстей и т. п.;

  • результаты обследования и (или) исследований (например, рентгена);

  • конкретный план лечения, согласованный с вами.

Крайне важно, чтобы каждый этап процесса перелечивания был отражен в медкарте. Великолепно, если у вас на руках будут ксерокопии этих записей, заверенные в регистратуре. Еще более важно, чтобы у вас оставались документы об оплате.

© Depositphotos

Если у ребенка повысилась температура, пропал аппетит, наблюдались рвота, тошнота, потеря веса и т. п., то вполне закономерно вызвать педиатра (и очень хорошо было бы получить от него справку, подтверждающую все эти обстоятельства).

Составляем запрос

Итак, будем надеяться, что самое болезненное позади, и ребенок в порядке. Теперь можно заняться воспитанием взрослых. Неплохо было бы обратиться в клинику, оказавшую некачественные стоматологические услуги, с письменным запросом о выдаче копии медицинской карты. Запрос либо относится лично (под отметку на втором экземпляре), либо направляется по почте заказным письмом.

Для сведения: указание в качестве второго адресата департамента местного здравоохранения стимулирует отнестись к просьбе более благосклонно.

Впрочем, ответа может и не последовать. Тогда делается следующий шаг: составляется письменная претензия с требованием о возврате ранее уплаченных денег, выплате стоимости заново проведенного лечения и компенсации морального вреда. Какой-то конкретной формы претензии закон не устанавливает, но в идеале в документе должно быть следующее:

  • дата заключения договора, наименование подтверждающих документов (чеков и квитанции);

  • конкретные фамилии: кто проводил первичный прием, кто повторный, кто был терапевтом, кто хирургом и т. п.;

  • что оплата произведена в полном объеме;

  • все рекомендации и указания лечащего врача выполнены своевременно и надлежащим образом;

  • в чем проявилось некачественное оказание услуги (тут можно ориентироваться на данные, полученные во второй клинике);

  • что именно произошло после некачественно оказанной услуги (воспаление, боль, температура — хорошо, если эти последствия были подтверждены справкой педиатра);

  • размер дополнительных расходов, которые пришлось понести в связи с оказанием услуги ненадлежащего качества;

  • фраза о том, что цель обращения — т. е. положительные результаты лечения зуба, — не достигнута, состояние здоровья ребенка не улучшилось, а ухудшилось, и для исправления ситуации потребовалось повторное лечение и дополнительные затраты;

© Freepik

  • что некачественным лечением вам и ребенку причинены нравственные и физические страдания (моральный вред), которые вы оцениваете в такую-то сумму;

  • просьба о расторжении договора;

  • просьба о возврате денежных средств, уплаченных за лечение в первой клинике;

  • просьба о компенсации стоимости повторного лечения во второй клинике;

  • просьба о компенсации морального вреда;

  • напоминание о том, что в случае если претензия не будет удовлетворена, возникнут основания потребовать неустойку из расчета 3% за каждый день неудовлетворенных требований (от общей цены, но не выше общей стоимости услуг, п. 5. ст. 28, п. 3 ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);

  • напоминание о том, что штраф за неудовлетворение в добровольном порядке законных требований потребителя составляет 50% от суммы, присужденной судом (п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Порядок вручения претензии аналогичен порядку направления запроса (см. выше).

Если в удовлетворении претензии будет отказано, то надо подавать иск в суд. Часто клиника, которая фактически расположена в соседнем с вами доме, ссылается на то, что, мол, головной офис находится за тридевять земель. Ничего страшного тут нет: вы вправе предъявить иск по месту собственного жительства (ч. 7 ст. 29 ГПК РФ, п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). В качестве третьего лица стоит указать Ф.И.О. врача, оказавшего некачественную услугу. И, пожалуй, главное: госпошлину платить вы не должны (подп. 4 п. 2 ст. 333.36 НК РФ, п. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Исковое заявление

© Pexels

Подготовка искового заявления требует особого разговора, но главное, пожалуй, следующее:

  • необходимо четко, без эмоций описать обстоятельства, с указанием дат, наименований и Ф.И.О.;

  • указать конкретные нарушения, что было неправильно сделано и чем конкретно это доказывается;

  • если каких-то доказательств нет, то просить суд оказать содействие в истребовании этих доказательств;

  • надо подробно описывать, в чем заключался моральный вред и вред имущественный, привести ссылки на документы;

  • указывайте конкретные суммы компенсаций, по возможности — со ссылками на законы (примеры см. выше);

  • исковое заявление составляется в стольких экземплярах, сколько лиц участвует в деле, в том числе и для третьих лиц.

Конечно, каждый случай индивидуален, и без оценки конкретной ситуации нельзя со 100%-ной уверенностью гарантировать вам победу. Однако в большинстве случаев суды удовлетворяют законные и обоснованные требования потребителей медицинских услуг. Закон о защите прав потребителей — один из наиболее исполняемых в нашей стране.

Фото: Pexels, Freepik, Depositphotos